18
Баня и веник
Опубликовал: Petr_MSА баня и веник здоровья навеют!
«Мам, ну скажи ты ему, что у нас в деревне духи ходят! » — шумела моя дочь, перетаскивая своего друга через порог. Деревня у нас действительно необычная, и там происходит много разных вещей, но мы с братьями и сестрами с детства к этому привыкли. Она давно закрыта, людей в ней мало живет.
В отрезанной от цивилизации деревушке время давно остановилось, только лес стал еще ближе к сохранившимся домам. Там часто видят полупрозрачные тени людей, идущих по пыльной дороге, или в лесу встречают стариков. Жизнь там замерла, дома покосились и уходят в землю, а вот кладбище продолжает расти. Всех, кто корнями оттуда, тянет домой умирать. Да и близких везут, есть дорога или нет. У моего троюродного брата когда сын умер, лед еще с реки не сошел. Гробик на руках несли и на лодке везли. Все равно домой, туда, под защиту дедов-прадедов. Все мы связаны с этим местом невидимой ниточкой, и тянет туда из больших городов за тысячи километров, хотя бы на день. Много в моей памяти осталось обычаев и праздников в деревне. Моим детям нравятся банные традиции, и они все время расспрашивают о них.
У моей прабабушки черная баня. В ней в 1926 году родился мой дед. Меняли в ней полок, полы, перекрывали крышу, но она до сих пор стоит и, наверное, простоит еще немало. В детстве я с трепетом ходила мыться, потому что моя прабабушка была любительницей рассказывать про домовых, банников, леших. Наши детские умы эти рассказы сильно будоражили, так что покой банника мы берегли и даже во время игр около бани не шумели. Прабабушка рассказывала, что банник — маленький, тощий, беззубый старик с длинными волосами и непричесанной бородой. Видела она его несколько раз: перед тем, как похоронки на сыновей получила, и перед смертью мужа.
Даже в больших семьях было принято мыться, разделившись на три очереди. В четвертый пар уже не мылись, оставляли его для банника. Чтобы он не шалил, оставляли ему кусок ржаного хлеба, густо посыпанный солью. В кадушки наливали немного воды, а в углу оставляли веник. Считали, что банник селится в бане после того, как в ней побывает роженица. А если рано утром на Пасху войти в баню, то можно увидеть спящего маленького голого старичка, покрытого листьями от веника и длинными волосами. В бане старались всегда вести себя осторожно. Нательный крестик всегда снимали в предбаннике или дома. Мне было лет 14, когда я прабабушкин запрет решила нарушить.
Пошла в баню и крестик не сняла, а когда помылась и вышла на улицу, то заметила, что его нет. Искала около часа, в каждый угол заглянула, расстроилась и пошла домой. И каково же было мое удивление, когда я, придя домой, увидела его на обеденном столе. Выслушав меня, бабушка ухмыльнулась и сказала: «А ты не нарушай обычаи, к духам с уважением относиться нужно! »
Все, из чего мылись, считалось нечистым: тазы, кадки, ушаты, шайки, ковши в банях. Пить в бане воду, приготовленную для мытья, хотя бы она была чистая, тоже не разрешали. Ночью и в праздники никогда не мылись. У банного хозяина спрашивали разрешения, прежде чем истопить баню: «Банный хозяин, дай мне баню истопить! » — и так трижды. Выйдя из бани, ее хозяина благодарили.
Я бабушкины банные дни хорошо помню. В этот день занимались только домашними делами. Прибирались во всем доме и чистили стайки у скотины. Каждая новая неделя начиналась с чистоты, и так было из года в год. Изменения происходили только перед праздниками и Новым годом. Бабушка говорила: «Куда в Новый год грязному податься? Так и проходишь 12 месяцев чумной, и все не ладиться будет. А баня и веник здоровья навеют! »
Екатерина Зарудная.
Архангельская область
г-та «Дачная» №20, 2015 г.