02
Информационные технологии в пчеловодстве
Опубликовал: Petr_MSИнформационные технологии в пчеловодстве
Национальный проект «Развитие АПК», Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002—2010 годы)», «Информатизация системы образования», разрабатываемая национальная аграрная концепция и целый ряд региональных программ декларируют, что современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы. Соответственно решение проблемы развития пчеловодства требует использования специальных инновационных технологий (ИТ).
Относительная доступность компьютерной техники и средств связи в настоящее время выступает как фактор интенсификации ее использования в самых различных сферах. Однако в области пчеловодства наблюдается существенный отрыв ИТ и уровня их применения от национальных проектов. В нашей отрасли развитие и использование ИТ идут по следующим основным направлениям: совершенствование аппаратной базы, разработка и внедрение прикладных компьютерных программ, компьютерные коммуникации (в первую очередь Интернет и компьютерное образование).
Сегодня общедоступным средством передачи информации большого объема и высокой скорости является Интернет. Однако принципиальную доступность любой информации не следует путать с реальными возможностями ее использования и работы с ней.
Рассматривая электронные ресурсы по пчеловодству с применением поисковых систем Яндекс и Google, можно отметить положительную динамику роста числа ссылок на ключевое слово «пчеловодство» в сети Интернет. В то же время фактически не заметен рост числа сайтов по пчеловодству.
Учитывая, что в России около ста тысяч человек активно занимаются разведением пчел, то соответственно из этого числа посещают специализированные сайты в Интернете всего 5-6%. В Европе и США показатель использования Интернета среди фермеров составляет 30-40%.
Несмотря на огромное число ссылок в Интернете на пчеловодство, большая их часть, сожалению, имеет лишь отдаленное отношение к отрасли и медоносным пчелам. Это просто упоминание данного слова в каком-либо контексте. То есть отдача от доступа к глобальным информационным ресурсам во многом иллюзорна. Фактически полезная информация по пчеловодству в Интернете тонет в информационном шуме, а ее поиск сопряжен со значительными трудностями.
Рассматривая разработку прикладных компьютерных программ для пчеловодства, следует отметить, что в настоящее время появились и активно рекламируются в Интернете несколько программ, которые успешно используют на производственных пасеках. Они имеют свои достоинства и недостатки. Однако, как показывает практика, их приобретение не означает эффективное использование. Очень часто они оказываются просто дорогой игрушкой. Давно доказано, что информационные технологии сами по себе бесполезны и что на каждый рубль, вложенный в оборудование и программные средства, надо затратить еще два на дополнительное образование, переподготовку, учебно-методические материалы, фактически это означает, что для эффективного использования компьютерных программ по пчеловодству необходимо, чтобы пчеловод умел пользоваться компьютером, а на пасеке должен поддерживаться достаточно высокий технологический уровень. Отсюда следует, что необходимы специализированные учебные курсы, программы и учебники, в том числе и компьютерные. Отмечается явный недостаток узкоспециализированных электронных ресурсов. Темпы развития информационно-коммуникационных технологий показывают, что значение профессионально направленных электронных учебников и курсов в подготовке специалистов технического и сельскохозяйственного профиля непрерывно возрастает и имеет не меньшую востребованность, чем электронные информационные ресурсы по экономике и управлению.
Основное преимущество использования ИТ в системе подготовки специалистов по пчеловодству — использование ресурсов Интернета, и особенно дистанционного образования. Дистанционное обучение строится по индивидуальным программам. Можно пройти курсы несколько раз до их полного усвоения. Знания, полученные из электронного курса, могут сразу закрепляться на пасеке в производственных навыках и технологических процессах.
К сожалению, возможности дистанционного образования в пчеловодстве фактически не реализуются. Во многом это связано с отсутствием специализированных сайтов, электронных образовательных программ и курсов, разработка и применение электронных учебников требуют длительного времени, нового содержания образования в области пчеловодства. Здесь необходима координация усилий наших научных и образовательных центров. Использование дистанционного образования в учебном процессе вузовского, специального и дополнительного обучения позволит на качественно новом уровне готовить будущих специалистов, расширять их профессиональную компетентность и увеличивать их конкурентоспособность на рынке труда и услуг. Таким образом, очевидно, что использование ИТ, программного обеспечения, ресурсов Интернета в пчеловодстве и в пчеловодном образовании будет возрастать. Однако для их развития, внедрения и эффективного исполь-зования требуются совместные усилия научных центров по пчеловодству, образовательных учреждений, производственных объединений.
Очевидны и пути информатизации пчеловодства: это создание специализированных сайтов, методических объединений, координационных и инновационных центров, «технопарков», дистанционного образования, электронных курсов и так далее, неоднократно апробированных в других отраслях. Только на основе развития современных ИТ можно решать проблемы повышения технологического уровня отрасли, создания наукоемких технологий, технологического перевооружения и увеличения производства продуктов пчеловодства.
И.Н.МИШИН
ФГОУ ВПО «Смоленская
сельскохозяйственная академия»
ж-л «Пчеловодство» №4, 2008 г.