О пасеке

Пчеловодство, разведение и содержание пчел. Пчелы и здоровье. Огород, сад, дача.

Май, 2017
04

Тележка-санки

Опубликовал: Petr_MS

Пасечная тележка-санки

Ведение пасечного хозяйства порой связано с выполнением довольно тяжелых работ в одиночку, а мои молодые годы остались далеко позади. Для облегчения труда использую самодельное транспортное средство — тележку-санки (ТС). При необходимости в начале лета она легко трансформируется в тележку на колесиках, а осенью после выпадения снега — в санки на лыжах.

На ТС перевожу небольшие по весу и габаритам предметы не только на дачном участке, где расположены мои ульи, но и за его пределами. Летом использую тележку для транспортировки отдельных деталей ульев, магазинных и гнездовых рамок с медом или без меда в надставках, емкостей с медом или водой, кормушек, утеплителей, наполненного рамками пасечного ящика, пчеловодного и хозяйственного инвентаря.

Осенью на санках вожу мешки с опавшими сухими листьями для утепления ульев с пчелами, зимующими на воле. Заготовляю грибные наросты с деревьев для дымаря, а также сухой валежник для костра. И летом и зимой с ТС удобно совершать походы к роднику за ключевой водой. Зимой на санках перебрасываю от шоссейной дороги до дачи пиломатериалы, удобрения и другие грузы, привезенные на автомашине. Тележка станет верным помощником пчеловоду на кочевке при расстановке ульев и обратной перевозке пчел с места медосбора.

Для изготовления ТС не требуется больших материальных затрат. Это под силу владеющему простыми приемами слесарно-столярных работ. В дело идут отрезки досок, брусков, реек, водопроводных труб, старые раскладушки, колеса от детских колясок или велосипедов, отслуживших свой срок.

Тележка-санки

Тележка-санки (ТС рис. 1) состоит из корпуса 3, U-образной металлической ручки 2 с некоторым изгибом в нижней части, изготовленной из водопроводной трубы Ø20 мм, двух опорных ножек 1, выполненных из старой раскладушки (ж-л «Пчеловодство» №11, 1991) в соответствии с конструктивными размерами ТС по высоте и ширине, двух колес 7 021 см на общей металлической оси и пары лыж (на рис. 1 не показаны).

Корпус выполнен в виде прямоугольного ящика без дна с наружным размером 640×495 мм, сбитого из досок толщиной 40 мм. Продольные стенки имеют высоту 120 мм, а торцевые — 90 мм. Они закреплены саморезами и для придания прочности — металлическими уголками изнутри. Внутреннее пространство корпуса перегорожено четырьмя поперечными дощечками 4 сечением 40×20 мм, установленными на ребро широкими сторонами параллельно торцевым стенкам ящика вровень с их верхними кромками. Одна из них прибита к передней стенке с внутренней стороны. Расстояние между дощечками произвольное, в пределах 10-15 см. Пространство между задней стенкой и крайней дощечкой свободно для доступа к узлам крепления ручки. С нижней стороны к дощечкам прибит лист фанеры. Образовавшиеся углубления использую для хранения и транспортировки мелких предметов и пчеловодного инвентаря во время работы с пчелами.

Между продольными стенками ящика вровень с их торцами и кромками на коротких стенках расположены два съемных бруска 5 сечением 40×40 мм. Они фиксируются с помощью скоб, имеющихся снаружи коротких стенок, и крючков из полоски железа, прикрепленных к торцам брусков. Чтобы создать боковые бортики для перевозимого груза, бруски могу убрать с платформы или переставить на продольные стенки, закрепив имеющимися на торцах скобами.

К концам нижних кромок продольных стенок снаружи прикреплены опорные ножки. Легким движением руки каждую из них независимо друг от друга освобождаю от подпружиненного фиксатора (щеколды) 6 и одну откидываю назад, а другую — вперед. В транспортном положении вручную складываю их к стенкам и фиксирую щеколдами.

С левой стороны ручки на боковой стенке над креплением задней опорной ножки предусмотрена скоба для подвешивания дымаря. А к нижним кромкам обеих продольных стенок на расстоянии от задней стенки, в 1,5 раза превышающем расстояние до передней, прикреплены кронштейны из металлического проката Г-образного профиля: одной стороной к внутренним стенкам, а другой — вровень с ее нижней кромкой. С помощью дугообразных накладок болтами с гайкой к ним прикреплена металлическая ось. На ее выступающие за стенки концы установлены ненадувные колеса.

магазинную надставку

Размер ящика выбрал так, что на платформу можно устанавливать с обеих сторон магазинную надставку или подкрышник 16-рамочного улья (типовой проект №808-5-15). Предусмотрена также возможность установки на тележку надставки или подкрышника 12-рамочного улья (серия проекта 3.808.5-3). Для этого на верхней кромке продольных стенок на расстоянии 495 мм от задней стенки выбрал прямоугольные пазы 1 (рис. 2) размером 15×15 мм.

Для перевозки рамок с медом ТС укомплектована двумя деревянными рамами, такими же, как и магазинные надставки 16- и 12-рамочного улья, но высотой лишь 40 мм. Жесткость рам обеспечивается прибитым сверху фанерным листом толщиной 4 мм, закрывающим верхние кромки стенок до фальцев. При перевозке рамок (особенно с медом) в магазинных надставках рама выполняет роль дна. Крышкой служит соответствующий типу улья подкрышник, затянутый сверху нетканым материалом.

При откинутой задней опорной ножке с учетом массы ручки обеспечивается устойчивость тележки при погрузочно-разгрузочных работах или стоящей без движения. Однако при погрузке предметы желательно начинать укладывать от задней стенки, а при выгрузке — от передней. Одновременное использование и передней опорной ножки повышает устойчивость тележки.

При установке ручки ее концы с резьбой пропускаю через отверстия, металлические втулки-упоры, отверстия в металлических уголках и закрепляю гайками с шайбой до упоров. С наружной стороны ход ручки ограничивают шплинты, опирающиеся на шайбы.

Функции ТС не ограничиваются только транспортировкой предметов и тяжестей. При необходимости с убранной ручкой и снятой осью с колесами тележку использую как временную ульевую надставку при пересадке семей из улья в улей весной, делении семей на пол-лёта. Эти работы обычно выполняю, применяя дополнительные бруски и подставки (ж-л «Пчеловодство» №4, 1991; №5, 1994). Кстати, мои ульи стоят на ровном месте на подставках (или колышках) высотой 25 см от грунта. Поэтому для использования в качестве ульевой подставки ТС конструктивно реализована на такую же высоту.

В условиях кочевки тележка может служить походным столиком. Для этого ее нужно поставить на опорные ножки, а на платформу установить подкрышник с плоской крышей. Высоту столика можно изменять надставками.

пасечной тележки

С появлением снежного покрова тележку превращаю в санки (рис. 3), полозьями которых служат детские лыжи длиной 115 см. (Применение охотничьих или рыбацких лыж улучшает проходимость санок по глубокому снегу.) Тележку ставлю на опорные ножки. Съемные бруски переставляю на кромки продольных стенок, заправляя крючки в скобы на их торцах. Затем снимаю ручку, убираю ось с колесами. Потом к брускам носками по ходу движения сверху устанавливаю лыжи. Каждая из них прикреплена к рейке сечением 40×15 мм и длиной 660 мм шурупами с потайной головкой как через паз лыжи, так и с противоположной стороны. Этой же стороной каждая лыжа вместе со съемным бруском крепится к кромке продольной стенки двумя хомутами (носок и задник) П-образного профиля из металлического листа.

Их полочки с одной стороны имеют козырек, согнутый под прямым углом, а сами полочки жестко прикреплены к рейке на таком расстоянии друг от друга, чтобы торцы съемных брусков упирались в козырьки с внутренней стороны. Стороны хомутов на концах имеют отверстия Æ8 мм. Такие же отверстия находятся и на боковых стенках. При монтаже полозьев через них пропускаю болты и закручиваю гайки с шайбой. При этом бруски плотно прижимаются к стенкам, а козырьки — к их торцам. Крепко удерживая лыжи, хомуты исключают их смещение относительно платформы. Выступающие за козырьки концы реек придают полозьям дополнительную прочность при маневрах во время движения с грузом.

Переворачиваю тележку и ставлю ее на лыжи. Поменяв концы местами, закрепляю ручку в крепежном узле. Иногда через отверстия вместо ручки пропускаю капроновый ремень и тащу санки за собой. При этом лыжи переставляю носками по направлению движения. Для улучшения скольжения пользуюсь лыжной мазью в соответствии с погодными условиями. Не тяжелые, но габаритные грузы (ветки хвои, снопы камыша, мешки с паклей или мхом и тому подобное) при перевозке укладываю между откидными опорными ножками и стягиваю капроновым шнурком.

Величина дорожного просвета тележки привязана к высоте подставок моих ульев. При более высоких подставках или отсутствии надобности в использовании тележки в качестве подставки использую колеса большего диаметра. Дорожный просвет санок тоже можно изменить, например, увеличив высоту съемных брусков, применяя при этом удлиненные хомуты.

При изготовлении пасечной тележки-санки меня вдохновляли опубликованные в журнале «Пчеловодство» статьи на эту тему А.В.Паньшина (№1, 2012; №8, 2014). А.Ф.Криволапа (№1, 10, 2013); В.Д.Крутоголова (№1, 2012; №9, 2013). Благодарю и желаю им творческих успехов.

А.М.МАТВЕЕВ
Чувашия
ж-л «Пчеловодство» №1, 2017 г.

Понравилась статья? Расскажите друзьям:

Общайтесь со мной:

Google Bookmarks Digg Reddit del.icio.us Ma.gnolia Technorati Slashdot Yahoo My Web News2.ru БобрДобр.ru RUmarkz Ваау! Memori.ru rucity.com МоёМесто.ru Mister Wong

Хотите получать новые статьи на почту? Введите свой Email

 

 

«С этой статьей также смотрят:»

Ваш отзыв


    Обо мне

    E-mail: petr9921()yandex.ru

    Skype: Petr_MS