24
Весенний день на пасеке
Опубликовал: Petr_MSВесенний день на пасеке
В Одесском художественном музее можно увидеть картину «Весенний день. Пасека». На небольшом полотне (174×138 см), написанном в 1899 г., изображен укромный уголок весеннего сада с пасекой из 11 ульев разной формы и окраски. На пасеке угадываются ульи украинские на узковысокую рамку, Дадана, Прокоповича, линеечные стояки и дуплянки. На лужайке стоят две тарелки, выполняющие роль временных поилок, но рядом лежит доска от пока необорудованной постоянной поилки. В центре картины возле улья полусогнувшись стоит старик в темном костюме и соломенной шляпе. Он как бы поправляет крышку улья и заканчивает осмотр.
Вроде все как обычно. Каждый пчеловод не раз встречал на пасеке похожий весенний день. Только постепенно все больше чувствуются царящая тишина, свет и тепло солнца, легкое дуновение непрогретого воздуха, дыхание влажной земли. Однако эта картина — не просто гимн весне, это и весна наступающего рамочного пчеловодства. Ведь к концу XIX в. рамочные ульи все чаще встречаются на пасеках. Улей какой системы лучше? Ничего нельзя принимать на веру, все следует проверить и испытать!
Автор картины — Сергей Иванович Светославский родился в 1857 г. в семье мелкого киевского чиновника. Способности к рисованию у мальчика проявились рано, но родители готовили его к военной карьере. К счастью, одаренного юношу заметил знакомый художник и по его настоянию уже после 11 месяцев службы вольноопределяющимся в московском гренадерском полку отец дал согласие на поступление сына в художественное училище. В 1875 г. он сдал экзамены в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Учителями Сергея были В.Г.Перов, с которого в России началась «проповедь нового искусства», и А.К.Саврасов, открывший новую страницу в истории русской пейзажной школы живописи. Первый — жанрист, второй — пейзажист, они сумели разглядеть талант и заставили поверить ученика в свои способности, побудили на творческие поиски. Большое влияние на формирование кругозора молодого художника оказал К.О.Трутовский. Учился он и у В.Д.Поленова. Кропотливо изучал творчество выдающихся пейзажистов того времени: И.И.Шишкина, А.И.Куинджи, Ф.А.Васильева. Хорошие отношения сложились с талантливыми соучениками — Константином и Сергеем Коровиными, Исааком Левитаном.
За годы учебы С.И.Светославский удостаивался наград, получал дополнительную стипендию. Его первая картина — «Из окна Московского училища живописи» (1878) — была куплена в Третьяковскую галерею. В 1882 г. за исполнение картины на звание учителя рисования Сергей Иванович был награжден серебряной медалью. После получения диплома он стал экспонентом, а с 1891 г. — членом Товарищества передвижных художественных выставок.
В 1884 г. С.И.Светославский переехал в Киев, увлеченно работал и много путешествовал. Наиболее известные его картины: «До весны» (1887), «Заезжий двор в Москве» (1892), «Москва. Василий Блаженный» (1893), «Разлив Днепра на Оболони», «Заготовка льда» и «Миргород» (1902), «Вечер в степи» и «Зима» (1905). Много пейзажей было создано после поездки в Среднюю Азию.
Сергей Иванович не оставался в стороне от бурных политических событий, происходящих в то время в России. В 1905 г., когда из Киевского художественного училища за участие в революционных событиях исключили 40 учащихся, он решительно встал на их защиту, вместе с другими художниками иллюстрировал сатирический журнал «Шершень», выступал против политики царского правительства. В начале 1920-х годов художник начал терять зрение и почти не мог работать, из-за чего сильно страдал. Умер он в 1931 г. на 75-м году жизни. Но яркое творчество С.И.Светославского, утверждающее величественную силу природы, будет жить всегда.
Л.Г.ЗЕВАХИН
ж-л «Пчеловодство» №3, 2016 г.