02
Формирование семьи-воспитательницы
Опубликовал: Petr_MSФормирование семьи-воспитательницы
При искусственном выводе маток самое важное звено занимает формирование семьи-воспитательницы. Независимо от применяемого метода вывода (без переноса личинок или с переносом) подготовленный материал ей необходимо принять, а затем воспитывать до рождения будущих маток. Принятие и воспитание личинок могут совершать одна или две семьи. Профессор Г.Ф.Таранов (1979) указывает на то, что качество маток, получаемых при их выращивании в двух и более семьях, снижается по сравнению с матками, личинки которых все время находились в одной семье. Значит, способ использования одной семьи — стартера, а затем другой — финишера нельзя считать оптимальным. Каким способом сформировать семью-воспитательницу, которая хорошо будет принимать и воспитывать маточных личинок?
Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируем, почему при тихой смене и роении пчелы выводят маток высокого качества. В этих случаях действуют следующие факторы:
- маточники развиваются в одной семье от момента закладки личинок до выхода молодых маток;
- воспитание личинок протекает в присутствии разновозрастного расплода — открытого и закрытого;
- в семьях присутствуют матки (при тихой смене — в течение всего периода воспитания маточников, а при роении — до их запечатывания).
Использование одной семьи-воспитательницы имеет преимущество перед использованием двух по следующим причинам. Находясь в стартере (24 ч) маточные личинки, искусственные мисочки и прививочная рамка приобретают запах, присущий этой семье. При их перемещении в финишер он не нравится пчелам новой семьи, и они с задержкой приступают к кормлению личинок. Эта пауза отрицательно сказывается на качестве будущих маток. Перерыва в кормлении не будет, если использовать одну семью-воспитательницу.
Разновозрастный расплод также влияет на качество будущих маток, особенно открытый. Что объясняется тремя причинами: расплод привлекает много молодых пчел-кормилиц; вблизи него пчелы поддерживают оптимальную влажность, стабильную температуру с отклонением ±0,5°С даже при больших колебаниях внешней температуры; он рефлекторно влияет на выделение маточного молочка особями и они лучше кормят пчелиных и маточных личинок. Присутствие запечатанного расплода также влияет на воспитание маточных личинок, так как вблизи него пчелы поддерживают достаточно стабильную температуру, но с чуть большей амплитудой (±3°С), и приемлемую влажность. Кроме того, запечатанный расплод — источник будущих воспитательниц, это особенно важно при последующем использовании семьи для вывода маток.
Присутствие матки важно, так как она непрерывно откладывает яйца и обеспечивает гармонию в семье. Так, в ее присутствии пчелы в большом количестве приносят в гнездо цветочную пыльцу и нектар, а это имеет первостепенное значение при кормлении маточных личинок.
Все эти условия складываются при тихой смене маток и роении. К ним и нужно стремиться при формировании семьи-воспитательницы. Напомним, что лучшие матки получаются при умеренном взятке (до1 кгв день), чем при более интенсивном.
Предлагаем свой способ.
I этап. В первой половине дня к заранее выбранной семье А (получавшей в течение пяти дней подкормку) подносим новый корпус Б, в котором находится 5-7 рамок, из них 2-3 — кормовые (мед и перга), 2-3 — сотовые и 1-2 — с вощиной. Ставим их в центр корпуса с кроющими разделительными досками. Из корпуса А вынимаем матку и рамку с кормом и пчелами, переносим их в корпус Б. За счет ее изъятия в корпусе А между рамками с открытым расплодом получается колодец шириной около 3 см, где соберется много молодых пчел.
II этап. Корпус Б с маткой ставим на дно, а сверху кладем разделительную решетку, на нее ставим корпус А, в котором много разновозрастного расплода и корма. Сверху накрываем потолочной доской (холстиком) и крышей.
В течение 1 -2 ч некоторые особи из корпуса А спустятся к матке, к ним присоединятся пчелы, возвращающиеся с поля, а в верхнем корпусе останутся преимущественно молодые, что очень важно для выделения молочка и кормления маточных личинок.
III этап. Через 1-2 ч распределение пчел закончится. Верхний корпус А опускаем на проволочную сетку, через которую пчелы проходить не могут; они находятся в закрытом пространстве, не вылетая на поле. Их можно подкармливать сахарным сиропом или медовой сытой. В корпусе Б матка продолжает откладывать яйца, а пчелы вылетают в поле через свой леток, принося пыльцу и нектар.
Через 5-6 ч (оптимальное время) в образованный колодец корпуса А ставим прививочную рамку с личинками и к ней подвигаем соседние рамки с открытым расплодом. Пчелы сразу начинают их обильно кормить и оттягивать маточники. В сущности это — семья-стартер.
Процесс принятия личинок длится около 24 ч. Почти все маточники будут отстроены на привитых личинках. Однако несколько нежелаемых свищевых маточников пчелы оттянут на собственном расплоде. Если не придерживаться оптимального времени, свищевых маточников будет больше.
IV этап. На следующий день (через 24 ч) корпуса А поднимаем на корпус Б, оставив между ними разделительную решетку. С этого времени пчелам дается возможность переходить из одного корпуса в другой, но столкновения между ними не происходит, так как они не забыли друг друга.
Важно то, что в объединенной семье воспитание зачатых маточников успешно продолжают те же пчелы, которые их приняли в присутствии открытого, закрытого расплода и матки, которая не имеет доступа к ним. Этим способом мы приблизились к описанным условиям воспитания маточников при тихой смене или роении. У нас получилась оптимальная семья-воспитательница.
Семью-воспитательницу необходимо подкармливать в течение 5 дней — до запечатывания маточников. Через 5 дней после прививки необходимо уничтожить все свищевые маточники, как правило, их очень мало или вообще не бывает.
V этап. На десятый день после прививки личинок зрелые маточники можно использовать по назначению. Если на прививочной рамке оставить один маточник, то корпус А можно поставить на новое дно, и это будет отводок, который после выхода и спаривания матки продолжает развиваться самостоятельно.
Описанный способ формирования семьи-воспитательницы можно применять при использовании ульев Дадана-Блата, Лангстрота-Рута и даже ульев-лежаков. В последнем случае перегородку между отделами, а затем разделительную решетку ставят вертикально. Добавим, что семью-воспитательницу, сформированную таким способом, можно использовать в течение всего сезона. При этом следующие прививочные рамки с личинками можно ставить в верхний корпус сразу после использования первой партии маточников. Необходимо каждый раз поднимать из нижнего корпуса в верхний по две рамки с открытым расплодом, которые будут находиться около прививочной рамки. Корпусе можно не разделять глухой перегородкой, так как пчелы привыкают к воспитанию маточных личинок.
Еще один вариант предложенного способа: верхний корпус А не нужно ставить на сетку и отделять от корпуса Б с маткой; он может непрерывно стоять на разделительной решетке. Только после переселения матки в нижний корпус и образования колодца в верхнем необходимо подождать 5-6 ч, а затем поставить прививочную рамку с личинками.
Благодаря такому способу облегчается работа при формировании оптимальной семьи-воспитательницы, а качество маток улучшается, но процент принятых личинок на воспитание уменьшается. Последнего недостатка можно избежать увеличением числа привитых личинок или уменьшением размеров разделительной решетки и соответствующего отверстия в сплошной перегородке.
На повышение качества выращиваемых маток предложенными способами влияет и то, что пчелы очень мало беспокоятся по сравнению с использованием классического формирования стартера (встряхиванием пчел), а затем финишера (обезматочиванием).
Предложенный способ можно использовать и при получении маточного молочка.
К сожалению, этот метод не применим при работе со среднерусской породой, где нужно делать полное осиротение: забирать из улья и матку, и весь открытый расплод до последней ячейки.
М.ЧИРОВИЧ
ж-л «Пчеловодство» №5, 2008 г.