О пасеке

Пчеловодство, разведение и содержание пчел. Пчелы и здоровье. Огород, сад, дача.

Март, 2016
07

Не навредить пчелам

Опубликовал: Petr_MS

Адаптация пчел к переворачиванию рамки в наблюдательном улье

Изучая работы В.Ю.Шимановского и А.С.Буткевича, поражаешься мастерству пчеловодов старого, «дорамочного» поколения. Они описывали в своих трудах содержание пчел в колодах и дуплянках, приемы ухода за ними, которые изобиловали разнообразием, позволяли активно участвовать в процессе наращивания силы семей в неразборных, примитивных ульях, предотвращать (иногда успешно) роение, корректировать его сроки. Все это осуществлялось без вмешательства пчеловода во внутреннюю жизнь семьи, без разборки гнезда, манипуляций сотами с расплодом и кормом. Кроме того, для пасечника тех времен роение было благом. Пчеловодам желали, чтобы их пчелы роились, рои записывали в доход, а забота об их сборе никогда не считалась обременительной.

В настоящее время система пчеловождения сильно изменилась. Человеку в силу своей многоплановой занятости хочется при минимальных затратах труда и времени получить максимум продукции отменного качества. Разборный улей дал возможность более подробно увидеть и изучить процессы, происходящие внутри семьи. Вместе с этим у пчеловодов появилась заманчивая возможность активно влиять на них. Пчелиная семья оказалась незащищенной, очень доступной влиянию человека, иногда недостаточно корректного.

В книге «Самоучитель пчеловодства» А.С.Буткевич писал, что пчеловод должен «помогая природе, ставить пчел в неестественно выгодные условия, чтобы они дали ему неестественно большое количество меда». Но всегда ли пчеловод своими действиями предоставляет пчелам эти выгодные условия? Нередко пчелиные семьи подвергаются вторжениям недостаточно грамотных пчеловодов, не изучивших и не до конца понимающих биологические процессы, происходящие в ульях.

Получая информацию в Интернете о якобы прогрессивных приемах, которые предусматривают многократные и бесцеремонные разборки гнезда, нарушающие его микроклимат, постоянные перегруппировки рамок с открытым и закрытым расплодом, с медом и пергой, пчеловоды действительно начинают верить в то, что пчелы не могут навести нужный порядок у себя в ульях и что такая деятельность необходима.

На протяжении многих лет работы на пасеках мы все больше убеждаемся в том, что пчелиная семья — самодостаточная, высокоорганизованная структура, которая может самостоятельно адаптироваться к различным и даже не всегда благоприятным условиям окружающей среды. Основная задача пчеловода — не навредить пчелам при работе с ними.

На опытной пасеке в деревне Поминово, находящейся на территории Тургиновского сельского поселения Калининского района Тверской области, на протяжении нескольких лет поставили ряд опытов по изменению положения рамок в наблюдательном улье, изготовленном специально для этих целей.

Улей представляет собой конструкцию из четырех брусков, закрытую с боков вставными стеклами и фанерными ставнями. Внутри помещаются две рамки, расположенные одна над другой: магазинная (435×145 мм) и гнездовая (435×300 мм). Рамки держатся на плечиках, вставленных в прорези боковых брусков (стенок) улья. В стенках имеются дополнительные прорези, позволяющие менять рамки местами и переворачивать их. Между сотами и стеклами, планками рамок и стенками улья выдержано расстояние 7,5 мм, равное пчелиному пространству. В передней стенке внизу просверлен круглый леток. В противоположном углу в верхней части задней стенки сделан точно такой же леток. Улей можно переворачивать, превращая ту часть, которая была дном, в потолок, в результате один леток заменяется другим.

Один из опытов как раз и заключался в том, чтобы перевернуть улей вверх дном вместе с находящимися в нем рамками с кормом, расплодом и наблюдать за поведением пчел. В момент эксперимента в наблюдательном улье было 350-400 г. пчел, плодная матка, печатный и открытый расплод, 1,5 кг корма. Эксперимент проводили в середине июня 2013 г. Средняя температура в дневные часы составляла 20...25°С, в ночные 14...16°С. Медосбор был поддерживающий, цвели клевера, сурепка, малина.

После переворачивания улья в утренние часы, до начала активного лёта пчел, старый леток, который оказался в противоположном верхнем углу, закрыли пробкой, а новый, занявший положение старого, открыли. Спустя некоторое время обнаружили, что пчелы из открытого летка не вылезают. Открыв ставни улья, зафиксировали скопление пчел возле старого летка, закрытого пробкой. По истечении 30 мин прохождение пчел через новый леток не началось.

Периодически открывая старый леток, осуществляли выпуск на волю летных пчел, которые тут же делали небольшой ориентировочный облет и устремлялись за поиском и добычей корма. Возвращаясь, они безошибочно заходили в наблюдательный улей через новый леток. Но вылет пчел в течение первого дня осуществлялся только через старый леток, хотя его открывали на короткое время через продолжительные интервалы. На второй и третий день эксперимента пчелы в незначительном количестве начали осуществлять вылеты и из нового летка, но периодически, с увеличивающимися интервалами мы открывали и старый. Через 4 дня старый леток больше не открывали, вылет из улья происходил через новый леток.

При наблюдении через стекло видели постоянное скопление пчел возле старого летка, который при новом расположении наблюдательного улья оказался в его верхней части. Пчелы перед выходом через новый леток устремлялись к старому и, убедившись, что через него выйти невозможно, возвращались вниз, выходили через новый. Такое поведение наблюдали на протяжении 10-14 дней, что приблизительно соответствует продолжительности жизни летных пчел.

Примерно за это же время пчелы перенесли мед из перевернутой магазинной рамки, оказавшейся теперь внизу, в верхнюю часть наблюдательного улья, распечатав запечатанные крышечки. Каких-либо перестроек сотов не наблюдали. Не заметили также и видимых нарушений в развитии расплода и в анатомии появляющихся пчел и трутней. В дальнейшем матка откладывала яйца в перевернутый сот, не обращая внимания на несколько неестественное положение ячеек. Данный эксперимент позволил нам предположить следующее.

1. Пчелы внутри улья ориентируются по внутреннему интерьеру: расположению рамок относительно летков, стенок улья и относительно других рамок при помощи развитого у них до совершенства «объемного» обоняния, а также благодаря ориентированию по следовым феромонам, которыми отмечены все пути их передвижения внутри гнезда.

2. Смена положения жилища пчел относительно сторон света на их ориентирование внутри гнезда видимого влияния не оказывает. Не оказало влияние даже переворачивание улья вверх дном. Несмотря на силу земного притяжения, пчелы отправились искать леток вверх, основываясь на внутренние ориентиры гнезда.

3. Изменение положения ячеек на 180° вокруг горизонтальной оси сота не отразилось на развитии пчел и трутней, а также не ограничивало использование этих сотов по назначению.

В 2014 г. с первой декады июня мы начали проводить серию дублирующих экспериментов в немного другой форме. При заселении наблюдательного улья воспользовались пчелами и сотами семьи, отпустившей рой. Взяв у нее магазинную рамку с медом и пчелами и гнездовую рамку с пчелами, открытым и большей частью с запечатанным расплодом и зрелым маточником, поместили их в рабочий ящик пчеловода. Затем осторожно смели в ящик пчел с отобранной гнездовой рамки. Аккуратно разрезали по вертикали этот сот пополам, при этом арматурную проволоку перерезали ножницами. Ту часть сота, на которой не было маточника, перевернули: верхняя часть с небольшим количеством меда оказалась внизу и стала опираться на нижний брусок рамки. Сот аккуратно закрепили льняной веревкой в двух местах, чтобы он не выпадал и не отклонялся за пределы рамки. После этого рамку возвратили в ящик к пчелам.

Вечером наблюдательный улей заселили в обычном порядке: сверху — магазинная рамка с пчелами, под ней — расплодная рамка с маточником, перевернутым участком сота и пчелами. Семейка успешно прижилась. Пчелы пристроили сот. Молодая матка вышла из маточника, благополучно оплодотворилась и через некоторое время начала яйцекладку. Наблюдая за семьей, в очередной раз убедились, что при переворачивании рамки пчелиный и трутневый расплод не погибает, пчелы их личинок не выбрасывают, период развития не изменяется, видимых анатомических отклонений у появляющихся особей не наблюдается.

Кроме того, нам было интересно узнать, как пчелы будут использовать участок сота с перевернутыми ячейками в сравнении с участком нормальным. После благополучного выхода пчел из ячеек сота молодая матка начала яйцекладку в ячейки, как в нормальные, так и в перевернутые, не делая между ними различия. Сроки развития расплода в нормальных и перевернутых ячейках не отличались, пчелы рождались внешне одинаковые. Мы не обнаружили, чтобы пчелы перед использованием для яйцекладки переделывали перевернутые ячейки, они только срастили вырезанный участок с планками и с основным сотом, соединив его переходными ячейками.

Данный эксперимент подтвердил отсутствие аномалий в развитии пчел и трутней при переворачивании ячеек, несмотря на то что при этом меняется положение развивающихся куколок (в обычном состоянии они располагаются в ячейках спинками вниз). Он также показал, что пчелы не пренебрегали и перевернутыми ячейками, используя их одинаково с обычно расположенными, для выращивания как расплода, так и складирования меда и пыльцы.

Другой эксперимент, заслуживающий внимания, провели с середины июля до начала августа 2014 г. во время медосбора с лугового разнотравья. В дополуденные часы в период активизации летной деятельности засекали вылет пчел из наблюдательного улья. Подсчет пчел производили в трехминутные интервалы в течение получаса с небольшими двух-трехминутными перерывами. Данные о количестве вылетевших пчел из летка за трехминутные интервалы фиксировали в журнале. Затем осторожно, не пользуясь дымарем, открывали стекло наблюдательного улья, вынимали гнездовую рамку и переворачивали ее вокруг вертикальной оси таким образом, чтобы боковая планка рамки, находившаяся возле передней стенки улья у летка, заняла место возле его задней стенки.

После поворачивания рамки вновь начинали подсчет пчел, вылетающих за трехминутные интервалы. Периодически повторяли подсчеты в течение 1 ч с небольшими промежутками в 2-3 мин. По окончании опыта рамку возвращали в исходное положение. Анализируя результаты опытов, повторяемых на протяжении четырех дней, обнаружили, что после поворачивания рамки, то есть частичной дезориентации пчел внутри улья, их летная деятельность сразу резко снижается (табл.). После чего летная активность постепенно приходит в норму.

Летная активность пчел в наблюдательном улье до и после поворота рамки

Дата учета

Среднее число вылетов до поворота рамки

Число вылетов за 3 мин после поворота рамки через

5 мин

15 мин

25 мин

35 мин

45 мин

Среднее

27.07

37

22

32

86

97

108

69

28.07

46

35

48

39

65

85

54

05.08

109

13

25

44

57

62

40

07.08

70

11

51

60

66

104

58

Проведенный эксперимент еще раз проиллюстрировал важность внутренних ориентиров в улье, нарушение положения которых ведет к частичной дезориентации пчел, затрудняя процессы их жизнедеятельности.

В завершение эксперимента в конце медосбора в наблюдательном улье рамки меняли местами — магазинную, полностью заполненную медом, и гнездовую с расплодом. Приблизительно за 10 дней пчелы распечатали и перенесли мед из магазинной рамки, оказавшийся возле летка, в верхнюю часть улья, так как запасы корма по воле пчеловода оказались в зоне их неестественного расположения. Пчелы не пожалели своих сил и времени, исправили эту ошибку в кратчайший срок (масса пчел в этот момент в наблюдательном улье составляла не более 350 г).

Описанные опыты и наблюдения за поведением пчел позволили нам наряду с частными, перечисленными выше выводами сформулировать и более общие.

1. Приемы, которые требуют частых перестановок сотов, корпусов и магазинных надставок в ульях, дестабилизируют работу пчел и скорее тормозят, а не ускоряют (к чему стремится пчеловод) развитие семей. Пчелы имеют устойчивую память на запоминание объектов внутри и снаружи улья (стирается она полностью только у роевых пчел). Свидетельство тому — поиск пчелами летка в верхней части наблюдательного улья, даже после освоения внизу нового в представленном выше эксперименте.

Еще одной иллюстрацией пожизненного запоминания объектов служит наблюдение за пчелами во время незначительных перестановок ульев или смене положения летков. Допустим, леток был ориентирован на юг. В несколько приемов мы его повернули на восток. Но несмотря на то что пчелы освоили его новое местоположение, все равно еще около 10 дней, влетая в улей, они будут «спотыкаться», подлетая к южной стенке улья. Это говорит о том, что старое положение летка они помнят до конца жизни.

Такие же затруднения пчелы могут испытывать при перекомбинировании сотов внутри улья — они не приспособлены к решению этой задачи в полной мере. В естественном состоянии положение сотов внутри гнезда неизменно. Для тех поколений пчел, которые помнят положение рамок и летков, смена этого расположения будет на протяжении их всей жизни являться препятствием для быстрого и точного ориентирования. Это является негативным фактором, влияющим на развитие и продуктивность пчелиной семьи.

2. Располагая расплод и корм в улье, пчелы выбирают для этого самые оптимальные зоны, с учетом внутреннего устройства жилища, силы и возможностей семьи, а также внешних существующих и прогнозируемых пчелами условий. В этих зонах поддерживается строго регулируемый микроклимат. Отклонение от нормы температурных и влажностных параметров приводит к снижению иммунитета личинок и рождающихся пчел, задерживает их развитие. Затрудняется приготовление и увеличивается время созревания корма — меда и перги, нарушаются биохимические процессы, отражаясь на его качестве и сохранности.

Часто для предотвращения роения весной пчеловоды отсекают матку при помощи разделительной решетки в нижнем корпусе, предоставляя для яйцекладки и развития личинок самую неблагоприятную зону. Многие из них действительно добиваются предотвращения роения и получают неплохие медосборы. Но это происходит скорее не благодаря, а вопреки этим действиям. Предотвращение роения в этом случае является причиной скорее угнетающей развитие семьи, а не создающей идеальные (по мнению этих пчеловодов) условия для ее развития.

3. При расширении семьи весной, когда подставляем соты для откладки яиц в середину гнезда или с краю, между кормовой и расплодной рамками мы, вероятно, делаем ошибку. Непомерно нагружаем семью, отодвигая корм, увеличивая ей расплодную зону, освоить и обогреть которую она, возможно, еще не готова. И хотя классические пособия по пчеловодству рекомендуют поступать именно так, да и авторы также всегда придерживались этих правил, справедливо этим будет пользоваться только для обновления свежими сотами расплодной зоны и оттеснения оттуда старых, не пригодных для яйцекладки рамок.

Как показали опыты в наблюдательном улье, наличие корма на сотах для пчел не является препятствием, ограничивающим расплодное гнездо, если, конечно, улей объемный и имеется достаточно свободных сотов для переноса корма. Распечатав и переместив мед из ячеек, пчелы увеличат зону для откладки яиц ровно на столько, на сколько позволяет индивидуальный потенциал конкретной семьи. Отсюда следует, что весной пустые или маломедные рамки надо ставить с краю, за кормовыми, не нарушая создавшийся в улье порядок, если, конечно, не нужно в этот момент обновить гнездо.

Если в этом есть объективная необходимость, то надо помнить, что постановка рамок в разрез, смена их положений окажут до некоторой степени негативные последствия на развитие семьи, заставят пчел помимо выполнения их естественных задач выполнять работу по ремонту гнезда после вмешательства пчеловода. Это в конечном счете отражается на развитии семьи, загружает пчел дополнительной работой, что ускоряет процесс их изнашивания и отмирания, отвлекает от заготовки и переработки корма.

4. Вместе с очень высокой чувствительностью ко всем изменениям внутри гнезда пчелы обладают высокой степенью приспособления. Если корм оказывается в зоне расплода или возле летка, семья решает эту задачу быстро, переместив его в нужное место. Если расплод оказывается оторванным от кормовых запасов, например чрезмерным расширением гнезда — пчелы необходимое количество корма транспортируют к зоне расплода. Но надо помнить, что на это будут затрачены время и силы семьи.

Пчелы способны использовать перевернутые ячейки. Пчелы и трутни не погибают при изменении положения в период постэмбрионального развития на стадиях предкуколки и куколки, а матка может откладывать яйца в ячейки, расположенные даже в горизонтальном положении. Примером этому служит откладка маткой яиц ранней весной на соте, который еще с осени для пополнения кормовых запасов в семье был расположен пчеловодом горизонтально над клубом.

В целом семья обладает высокой степенью приспособляемости к изменениям внешних условий, в то время как ее отдельные особи очень тонко ощущают все эти изменения, которые до конца их жизни оказывают влияние на их поведение. Один из способов, данный природой пчелиной семье для быстрой адаптации к изменяющимся условиям, — это короткая продолжительность жизни и быстрая смена поколений ее особей.

А.Г.МАННАПОВ, Ю.А.МАМОНТОВА
РГАУ — МСХА им. К.А. Тимирязева
О.А.ЛЕГОЧКИН1, С.О.ЛЕГОЧКИН2
1Тверская ГСХА, 2 Школа №46, г. Тверь
ж-л «Пчеловодство» №8, 2015 г.

Литература

1. Маннапов А.Г., Ларионова О.С. Биологические и технологические возможности современных ульев. — Саратов, 2011.

2. Маннапов А.Г., Редькова Л.А., Симоганов Н.А. Влияние геометрии вощины на биологические показатели пчел // Пчеловодство. — 2014. — №10.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ: Маннапов Альфир Габдул-лович, д-р биол. наук, профессор, зав. кафедрой, e-mail: 54alfir@mail.ru; Мамонтова Юлия Алексеевна, магистрант 2-го курса, e-mail: j-mamontova@mail.ra; Легочкин Олег Анатольевич, канд. биол. наук, преподаватель; Легочкин Сергей Олегович, ученик, пчеловод школьной пасеки.

Понравилась статья? Расскажите друзьям:

Общайтесь со мной:

Google Bookmarks Digg Reddit del.icio.us Ma.gnolia Technorati Slashdot Yahoo My Web News2.ru БобрДобр.ru RUmarkz Ваау! Memori.ru rucity.com МоёМесто.ru Mister Wong

Хотите получать новые статьи на почту? Введите свой Email

 

 

«С этой статьей также смотрят:»

Ваш отзыв


    Обо мне

    E-mail: petr9921()yandex.ru

    Skype: Petr_MS