28
Полетели за медом
Опубликовал: Petr_MSПолетели за медом
Продукция пчеловодства сегодня востребована как для питания, так и для лечения, и спрос на нее постепенно увеличивается. Особенную ценность представляют экологически чистые продукты, которые можно произвести только в местности, не подверженной техногенному загрязнению. При этом А.Н.Бурмистров (ж-л «Пчеловодство» №3, 2013) сообщает, что в России есть огромные неосвоенные человеком территории, на которых «встречаются медоносные угодья, создающие значительные медовые ресурсы.
Однако из-за отдаленности, отсутствия дорог, низкой плотности населения здесь почти нет пчел, и эти территории в основном заняты тайгой и не могут быть использованы в интересах пчеловодства». В.Г.Кашковский и А.А.Плахова пишут, что есть «небольшой опыт съемок местности со спутника, запущенного на околопланетную орбиту.
Считаем, что это — нанотехнология для изучения кормовой базы пчеловодства, поскольку с помощью снимков легко подбирать маршруты, составлять план кочевок и создавать пчеловодные фермы. Таким образом, достаточно лишь обеспечить свободный доступ ученых-пчеловодов к спутниковым съемкам, и они смогут тщательно исследовать огромную территорию для получения экологически чистого меда». Но как до него добраться?
В ж-ле «Пчеловодство» (№7, 2004) Э.Ю.Толстоногов оптимистично заявлял, что «XXI век открывает для пчеловодов новые возможности — освоить богатейшие недоступные медоносные ресурсы благодаря перевозке пчелиных семей с помощью аэростатических летательных аппаратов и дирижаблей».
И вот, в ж-ле «Техника — молодежи» (№2, 2010) Ю.Сергеев и Б.Хакимов описали летательный аппарат аварийно-спасательный (ЛААС) — дирижабль с самолетным характером (http:// technicamolodezhi.ru/rubriki_tm/izobreteniya_i_innovatsii/laas_-_dirijabl_s_samoletnyim harakterom).
Обнадеживают возможности предлагаемого аппарата и стоимость перевозки (как на автомобиле «газель» при движении по шоссе). С помощью большегрузных летательных аппаратов можно доставить грузы и людей в самые труднодоступные места в тайге, в горах Кавказа, Урала, Саян, Дальнего Востока, в нехоженом плато Путорана и других.
Беспилотные ЛААС грузоподъемностью от 1 до 10 кг при установке видеокамер и необходимой аппаратуры можно использовать для мониторинга окружающей среды, геофизических съемок и отбора проб воздуха, воды, камня в труднодоступных точках.
Внедрение в пчеловодство существующих разработок в области летательных аппаратов помогло бы гораздо лучше использовать медовый потенциал России, а также значительно увеличить возможности пчеловодов и объемы их продукции. Однако при сегодняшнем отношении к пчеловодству ждать какой-либо государственной поддержки в разработке и производстве летательных аппаратов типа ЛААС для пчеловодов не приходится. Поэтому остается надеяться, что за подобный проект возьмутся частные инвесторы.
Возможно, это заинтересует так называемых бизнес-ангелов, инвестирующих деньги в инновационные проекты (стартапы) на этапе создания предприятия в обмен на возврат вложений и долю в капитале, ведь, по моему мнению, проект беспроигрышный. Через десять лет уже можно получить хорошие результаты: использование беспилотных летательных аппаратов для сбора информации; организация диспетчерской связи, передающей эту информацию пчеловодам; и, наконец, кочевка на ЛААС в труднодоступные места.
Разумеется, перевозить ульи по воздуху на открытой платформе нельзя. Предлагаю эскиз и схему павильона для транспортировки пчел (рис.). Возможно, читатели журнала предложат свои варианты.
В.П.САВЧЕНКО
г. Новороссийск
ж-л «Пчеловодство» №4, 2015 г.