О пасеке

Пчеловодство, разведение и содержание пчел. Пчелы и здоровье. Огород, сад, дача.

Март, 2014
21

И я там был, мед-сбитень пил..

Опубликовал: Petr_MS

И я там был, мед-сбитень пил...

Как известно, мед — это и лакомство, и составляющий компонент многих напитков, и лекарство. Издревле его не только поглощали, но и почитали.

Так, в сложной мифологии наших предков, славян-язычников, хмельной медовый напиток — сурица имел двойственную ипостась: с одной стороны, то была богиня, дочь Солнца, с другой — пьянящий напиток из забродившего меда, молока, хмеля и пряных трав. Кстати, и сам Хмель, почитавшийся у славян как божественный жених медовой Сурицы, обрел культовый смысл не только у славян, но и у древних персов и на территории Древней Индии. А вот безалкогольный сбитень, также готовившийся на основе меда и некоторых пряностей, кажется, не обожествляли, хотя и чрезвычайно любили. Сбитень чаще всего пили горячим в промозглую погоду. Бесспорно, популярны у наших предков были и медовый квас, и бражная медовуха. А кто на Руси не знал вкуса и аромата натурального пчелиного меда: липового, гречишного, горного, разнотравного? Мед почитали и в славянских племенах, и с установлением русской государственности.

После крещения Руси в культе продукции пчеловодства кое-что изменилось. «Пьяный» мед обожествлять перестали, зато у бортников-пчеловодов и их подручных, трудолюбивых пчел, появились свои небесные покровители: преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. Да и сами крылатые труженицы не раз становились героинями преданий. И в православии, и в католицизме почитают святого Амвросия, епископа Медиоланского (Миланского). Некогда он прославился чудесами исцелений, борьбой с ересью, удивительным бескорыстием, но более всего ораторскими способностями. Любопытно, что красноречие будущего святого «открыли» пчелы, приносившие к языку младенца капельки нектара и частички меда. Воистину теми бы устами да мед пить.

Между тем и устами, и пером воспеты крылатые труженицы и уничижительно описаны трутни. Л.Н.Толстой в романе «Война и мир» вообще сравнил опустевшую после нашествия французов Москву с «ульем, лишившимся матки». Да, жизнь этих коллективных насекомых неоднократно отображалась в литературных произведениях.

Память о пчеловодстве несет и современная топонимика. Так, сегодня в составе Москвы существуют Медовый переулок (район Соколиная Гора), названный по находившемуся на этом месте в XIII в. казенному медовому двору, и Пасечная улица, ведущая к пасекам РГАУ-МСХА им. К.А.Тимирязева. Главными носителями исторической памяти об особой культуре пчеловодства и ее роли в нашей жизни, о быте и труде пасечников являются медоносные и пчельные московские районы, где по сей день действуют научные и просветительские тематические центры, музеи и экспозиции.

Царская пасека

Прежде всего стоит заглянуть в Измайловский лесопарк и остановиться возле Эколого-просветительского центра «Царская пасека». Медосбор процветал здесь с незапамятных времен. Первые документальные упоминания о селе Измайлове, расположенном на окраине огромного бортного леса, относятся к концу XIV столетия. Вероятно, к тому времени сложилась вотчина бояр Измайловых. Впоследствии селом владели бояре Юрьевы и Романовы, а при царе Алексее Михайловиче, большом ценителе меда, оно вошло под управу Дворцового ведомства, то есть фактическим его хозяином стал государь. Как раз при Алексее Михайловиче Измайлово превратилось в образцово-показательное хозяйство с первыми отечественными теплицами. Здесь на усладу самодержца, а также к столам царедворцев, московского купечества и иноземных посланников выращивали диковинки наподобие винограда, арбузов, дынь, тутовника, кизила, грецкого ореха, фиников.

Известно, что лишь в 1676 г. добрая Измайловская земля принесла свыше 10 тыс. пудов хлеба, около 5 тыс. пудов льна, 500 пудов хмеля, до 180 пудов меда и почти столько же воска. Часть полученного продавали за границу. Большой востребованностью в Измайлове пользовались государевы медоварни и царский пчельник, чему, как позднее сообщал знаменитый бытописатель М.И.Пыляев, способствовали окрестные «цветущие луга, сады и огороды». Воск использовали здесь же: государь помимо прочих достоинств отличался богомольностью и отливавшиеся в его хозяйстве свечи на складах не залеживались. И еще: людей, знавших свое ремесло, в Измайлово свозили со всей державы. Например, пасечников доставляли со Смоленщины.

Увы, с переводом столицы к берегам Невы Измайловское хозяйство пережило серьезные испытания, но в 1865 г. члены Императорского общества акклиматизации животных и растений решили хотя бы частично возродить былую славу государевой вотчины. На месте пчельника Алексея Михайловича открыли опытную пасеку, со временем превратившуюся в центр изучения и пропаганды пчеловодства. Там действовали профессиональные курсы, библиотека, мастерские, музей, издавался собственный журнал и даже снимались первые в мире кинохроники по пчеловодству. Вокруг пасеки высадили липы, каштаны, маньчжурский орех, яблони и прочие медоносы. Между прочим, опытная Измайловская пасека была освящена на августовский день памяти покровителей пчеловодства Зосимы и Савватия. Изобретая новые виды ульев, сотрудники экспериментального хозяйства много путешествовали по России, демонстрируя свои достижения и вводя новшества в быт. Продукция Измайловской пасеки получила Гран-при на Всемирной Парижской выставке в 1900 г.

Измайловская пасека

Сегодня на территории Эколого-просветительского центра «Царская пасека» устраивают чаепития с медом и сбитнем, периодически проходят экскурсии, во время которых посетителям демонстрируют ульи, рассказывают о жизни пчел, показывают расположенные тут же вольеры с совами и белками. Кстати, в границах центра сохранился корпус, построенный в 1914 г., — один из первенцев железобетонной эпохи в Московском уезде. Измайловские энтузиасты намереваются после реконструкции разместить здесь музейную экспозицию, посвященную пчелам.

Ну а первый «пчелиный» памятник в Москве сооружен сравнительно недавно. Это памятник пчелке Кузе на территории Музейно-образовательного центра пчеловодства при Кузьминском лесничестве. Говорят, на месте, где нынче разместились скромные строения центра, пасека существовала уже при первых владельцах Кузьминок (тогда село Мельницы или Влакернское) Строгановых и Голицыных. Так или иначе, но и теперь здесь возле демонстрационных ульев гудят пчелы. Правда, взятки они берут малые, что обусловлено близостью города и недостаточным количеством хороших медоносов. Тем не менее чаепития с медом в Кузьминках устраивают в Музее пчеловодства. Этот музей интерактивен: в нем все можно пощупать, примерить, испытать в действии. Здесь, как в настоящей деревенской избе, пахнет деревом и травами, витает аромат воска и меда.

РГАУ-МСХА им. К.А.Тимирязева

Интерес посетителей другого столичного Музея пчеловодства более профессионален, поскольку его экспозиция расположена при кафедре пчеловодства РГАУ-МСХА им. К.А.Тимирязева на Пасечной улице. Музей учебный, и в отличие от Кузьминского интерьеры его выдержаннее и академичнее. Подавляющее большинство экскурсантов — студенты. Однако при желании попасть можно и сюда. По одному из преданий, охотиться в этих краях, принадлежавших родственникам его второй жены, Нарышкиным, любил государь Алексей Михайлович. В память появления на свет сына — будущего императора Петра I — он заложил здесь храм во имя Первоверховных апостолов Петра и Павла. С тех пор и стали называть местечко Петровским, а позже, со сменой одних влиятельных помещиков иными, — Петровско-Разумовским. Любопытно, что в год организации Измайловской опытной пасеки в реконструированном усадебном комплексе Петровско-Разумовского открылась и Петровская земледельческая и лесная академия — ныне РГАУ-МСХА им. К.А.Тимирязева.

сад Петровского

Что до усадьбы, то ее окружал парк. Стало быть, и тут обитали неугомонные пчелы. «Огромный старинный сад Петровского шел уступами к большому озеру, живописно лежащему в отлогих зеленых берегах. И, невзирая на то, Петровское более походило на город, чем на дачу», — сообщает в книге «Старая Москва» М.И.Пыляев.

Кстати, Михаил Иванович Пыляев, купеческий сын из провинциального Гдова, прослушавший лишь курс лекций в Харьковском университете, был человеком увлеченным. Он много поколесил по стране, сменил не одно занятие, стал автором целого ряда книг. Всерьез увлекался он и народной медициной, даже имел определенную славу в Орле и Воронеже. Известно: места «степные, черноземные, пасечные». Так что и медком врачевал Михаил Иванович страждущих оздоровления. А чем еще, как не медом — в чистом виде или с горячим чаем на травах — было лечить простудные хвори? Впрочем, не только простудные — «епанчу выбирай по плечу». Вот и выбирали люди мед с прочими продуктами пчеловодства и в качестве целебного средства, и как десертное лакомство, и в составе бодрящих напитков.

Мед, его потребление, распространение и производство — бесспорно, отдельная культура. И, быть может, прежде всего культура наша, российская. Это и часть многоликой отечественной истории, а потому историю и культуру ту следует бережно хранить и тщательно изучать, чему способствуют ставшие традиционными медовые ярмарки и созданные в Москве просветительские пчеловодные центры. Побывал в них и я, пил мед-сбитень. По усам текло и в рот попало. Да, видно, и в душу...

А.МИНКИН
ж-л «Пчеловодство» №10, 2013 г.

Понравилась статья? Расскажите друзьям:

Общайтесь со мной:

Google Bookmarks Digg Reddit del.icio.us Ma.gnolia Technorati Slashdot Yahoo My Web News2.ru БобрДобр.ru RUmarkz Ваау! Memori.ru rucity.com МоёМесто.ru Mister Wong

Хотите получать новые статьи на почту? Введите свой Email

 

 

«С этой статьей также смотрят:»

Ваш отзыв


    Обо мне

    E-mail: petr9921()yandex.ru

    Skype: Petr_MS