01
Вспомним опыт предков
Опубликовал: Petr_MSВспомним опыт предков
Спасись сам, и вокруг тебя спасутся многие
Серафим Саровский
В XIX в. на пчеловодном небосклоне России зажглись две яркие звезды: православные священники Епифаний Саввич Гусев и Александр Иванович Успенский. Цель нашей статьи — напомнить современным пчеловодам об этих выдающихся личностях и обратить внимание на то, что их работы актуальны и в наше время.
В 1840—1860-х гг. в селе Сернура Уржумского уезда Вятской губернии служил в Спасской церкви священник Епифаний Гусев. За успехи в сельском хозяйстве и особенно в пчеловодстве о. Епифаний получил на Санкт-Петербургской, Московской, Вятской и Казанской выставках девять медалей, из них две золотые, пять серебряных и две бронзовые, а сверх того — премию Министерства государственных имуществ в 200 руб. серебром. Кроме того, как отмечал в своих записках сам о. Епифаний, на выставках с ним произошли «особенные случаи».
«1. В бытность свою на Всероссийской выставке в С. — Петербурге имел счастье разговаривать о сельском хозяйстве и в особенности о пчеловодстве с Его Высочеством Государем Императором и получить лично благодарность.
2. На той же выставке заслужил благосклонное внимание Его Высочества Великого князя Николая Николаевича старшего и Великой Княгини Александры Петровны и Великого Князя Николая Николаевича младшего, удостоившего принять пчеловодные продукты (по отзыву обер-священника Их Высочеств, поднесенный сотовый мед оказался отличного достоинства).
3. На той же выставке Ее Высочество Великая Княгиня Елена Павловна удостоила личного разговора о пчеловодстве и изволила принять снаряд, служащий к выводу искусственной пчелиной матки и лично благодарить. (Полученный от Ее Высочества кубок с надписью церковно-славянскими буквами: «Чаша добрая серебряная, пить из нее на здравие» — свидетельствует внимание Ее Высочества...)».
Нас поразили три момента: как глубоко о. Епифаний чтил внимание высочайших особ государства Российского; каким языком люди разговаривали; какое внимание уделяли первые люди государства сельскому хозяйству и пчеловодству. В наше время такого не встретишь!
За что получил батюшка высокие награды? Вот что писал С.Краснопёров в ж-ле «Пчеловодство» (№2, 1902): «По поводу же маток покойный особенно много и небезуспешно потрудился. Так, о. Епифаний более чем на пятьдесят лет опередил наших заатлантических друзей, первым открыв способ приготовления маточных ячей с помощью особого снаряда (Гусевского), за что и был удостоен Высочайших наград. В основу этого способа положена чрезвычайно остроумная идея. Представьте две коротенькие костяные палочки толщиною в гусиное перо. Потом вы берете кусочек мягкого воска, сплющиваете его между пальцами, насаживаете на полукруглый конец одной костяшки и вылепляете при ее помощи маточную ячейку длиной в половину натуральной величины, а шириной (внутри) математически точной с естественным маточником. Вылепив таких, положим, штук 20, переходите ко второй половине дела, наиболее трудной. Взяв вторую палочку с насаженной металлической просечкой, вы запускаете последнюю в какую-нибудь ячейку с пчелиным яйцом и тотчас переносите его в любой из слепленных вами маточников. Для того чтобы донышко вместе с яйцом удобнее извлечь из просечки, в дне приготовленной вами ячеи прокалывается иглой отверстие, через которое, поднеся ячейку ко рту, следует втянуть в себя воздух, чем и всасывается, так сказать, это донышко в приготовленный маточник. Последний прием требует известного навыка и нескоро дается. Затем маточник с вложенными в него яйцами просто приклеивается в рамку и вставляется в улей, и дальнейший уход предоставляется самим пчелам. Способ этот (Гусевский) нами был лично продемонстрирован назад тому пять лет, в присутствии курсистов, и вышедшие вскоре матки были наглядным доказательством ума и сметки русского человека»
Прочитав этот текст, мы поразились, что способ вывода маток Гусевым — практически современный джентерский сот или, по крайней мере, его предтеча. Гусев и мысли не допускал, что можно выводить свищевых маток или выводить их из личинки. Только из яйца.
А что считает современная наука? Из яйца или личинки? Обычно даже опытные пчеловоды ошибаются, полагая, что маточное молочко и молочко, которым вскармливаются пчелы, одинаковые по составу. В монографии «Матководство» (1981) отмечено, что в маточном молочке содержание пантотеновой кислоты составляет 110-320 мг/г, биоптерина — 25 мг/г и неоптерина — 3 мг/г; в пчелином молочке данные показатели равны 24-46, 4 и 0,3 мг/г соответственно. Как видим, отличия в разы, а это уже серьезно.
Сегодня ученые, правда не на пчелах, установили, что перечисленные вещества повышают иммунитет организма и продлевают его жизнь. Ведь не зря матки живут гораздо дольше рабочих пчел. Пчеловоды знают, что роевых маток пчелы выводят из яиц, поэтому ни у кого не вызывает сомнения, что они самого высокого качества, и просто поразительно, как упорно современные матководы изощряются в выводе маток из личинок. Если, для примера, взять личинку рабочей пчелы в возрасте 24 ч и перенести ее в мисочку для вывода матки, то она заведомо недополучит, например, 20% положенного неоптерина. Задумайтесь, друзья! Д.Деак (1983) по этому поводу пришел к заключению, что живой вес и яйценоскость маток, выведенных из яиц, намного превышают аналогичные показатели маток, полученных при искусственном выводе из личинок.
Теперь обратимся к книге Александра Ивановича Успенского «Пчеловодство — самоучитель» (1880). По нашему мнению, она в определенной мере стала поворотным моментом в истории российского пчеловодства. Что необычного в ней? Как известно, еще в XIX в. пчеловоды довольно варварским способом отбирали мед, закуривая (убивая) серным дымом лучшие семьи пасеки в колодах и дуплах. Затем соты вырезали, мяли и секли, отцеживая мед.
Первым догадался поставить в «голову» улья рамочки под мед великий пчеловод П.И.Прокопович, а А.И.Успенский поставил их в «голову» колоды. Что это — шаг назад? Как посмотреть. Дело в том, что улей Успенского отличался дешевизной и простотой обслуживания, пчелы отлично в нем зимовали.
Как отмечал сам о. Александр, у него в отдельные годы на двух пасеках стояло около 600 колод и за зиму пчелы погибали в одной-двух. Напомним, по инструкциям для колхозных пасек рекомендовалось иметь в зиму 20-30% семей с запасными матками, так как приблизительно столько семей и гибло (подтверждаем личным опытом. — Авт.).
Трудно удержаться и не привести хотя бы одну цитату из книги А.Успенского: «Не жалеем мы больших капиталов на постройку разных заводов, для переработки продуктов земли, усиленно работая целый год и истощая землю — не останемся равнодушно невнимательными к тем продуктам, которые плавают в воздухе и могут приливаться к нам, при легкой работе, в 2-3 месяца в году и без всякого истощения природы...». Мы не призываем возвращаться к колодному пчеловодству. Но взять все рациональное из колоссального опыта пчеловодов прошлого, по-видимому, стоит.
Теперь поговорим об относительно новой проблеме, которая грозит погубить современное пчеловодство, — коллапсе пчелиных семей (КПС). Как отмечают многие исследователи, КПС возникает в результате действия разных факторов, негативно влияющих на пчел. Это пестициды, удобрения, препараты, применяемые для лечения пчел; ухудшение биоразнообразия пчелиных кормов (перги, меда, воды, прополиса); кормление пчел сахаром; кочевки с пчелами (то есть стресс для них); частые разборки гнезд; плохая зимовка; электромагнитные излучения и др. Выводя на пасеках свищевых маток, а также получая их искусственно из личинок, а не из яиц, пчеловоды добавляют сильнейший отрицательный фактор в копилку КПС.
Если рассматривать улей Успенского в аспекте КПС, то он выгодно отличается от современных: круглая форма колоды положительно влияет на зимовку пчел; структура и толщина стенок гораздо лучше защищают пчел от холода и ветра; безрамочное гнездо создает идеальный микроклимат. Кроме того, к колоде, если пчелы в ней не роились, за весь летный сезон пчеловоду надо подойти всего три раза (поставить рамки под мед, удалить их с медом и вырезать половину гнезда для обновления). Может быть, прав был о. Александр, говоривший: «Повыкатят опять из сараев колоды на пасеку…»?
В заключение хотим обратиться к вятским и тульским пчеловодам. Поищите по архивам сведения о ваших выдающихся земляках — Е.С.Гусеве и А.И.Успенском. Давайте соберемся и общими усилиями установим на храмах, в которых служили батюшки, мемориальные доски. Не будем Иванами, не помнящими родства!
Н.КИРАСИРОВА, Б.КРЮКОВ
391655, Рязанская обл.,
Ермишинский р-н, п/о Нарма п. Ливер
ж-л «Пчеловодство» №7,2008 г.