06
Медовый штурмовик
Опубликовал: Petr_MSМедовый штурмовик
Шел третий год Великой Отечественной войны. Она требовала все больше и больше военных машин и боевого снаряжения. Куйбышевский авиационный завод работал день и ночь. Неподалеку от завода расположилась 1-я запасная авиабригада. После соответствующей подготовки экипажи, если так можно выразиться, своим ходом улетали в действующую армию. Забот у командира бригады полковника А.И.Подольского было много — он сутками не уходил с аэродрома. Как-то среди дня прилег на полчасика прямо в кабинете. Вдруг звонок. Дежурный говорит, что у ворот стоят три колхозника и просятся к командиру.
— Веди!
И вот перед полковником предстали двое мужчин и женщина, одетые в тулупы.
— Проходите, присаживайтесь, — пригласил гостей полковник. — У меня не жарко, так что раздеваться не предлагаю.
— Благодарствуем, — степенно ответил старший. — Мы ненадолго.
Помолчали.
— Может, чайку? — предложил полковник.
— Чувствительно благодарны, — в другой раз... Вот по радио говорят, что люди покупают самолеты да танки и дарят нашей армии. Мы тоже посоветовались и надумали подарить самолет. От себя, стало быть... Сказывали нам, что у вас можно купить. Не брешут люди?
— Не брешут, — улыбнулся Подольский. — Продать самолет можно. Но недешево. И не всем!
— Это мы понимаем, — полез за документами чернобородый. — Это председатель нашего колхоза Николай Васильев. — Он показал на соседа. — Я пчеловод Болотин. Иван Болотин. А это Мария, моя помощница... Лето в этом году выдалось медвяное. Вот и накачали медку-то, порядочно накачали. И с казной рассчитались и на базар съездили, деньги-то и завелись.
— Кабы мирное время, так стройку бы затеяли, — вступила в разговор Мария. — А нынче не до строек. Ребята наши воюют, им пособить надо. Вот про самолет и надумали.
— Так уж вы будьте добры. Поспособствуйте нам в этом деле, — закончил старший.
— Поспособствуем, — пообещал полковник. — Непременно поспособствуем. Тем более что вы уже обращались с такой просьбой в Москву, и я уже получил телеграмму, в которой говорится, что вашу просьбу я должен удовлетворить. Так что приходите завтра утром, и мы все порешим. Да, если вам негде переночевать, то скажите дежурному, он вас устроит.
Утром А.И.Подольский повез покупателей на аэродром ближайшего запасного авиаполка. Там комбриг подвел Болотина и его товарищей к самолету «ПО-2» и сказал, что они могут купить вот такую машину. Те внимательно осмотрели самолет, пощупали полотняную обшивку, покачали за крылья и, немного смущаясь, попросили показать что-нибудь покрепче.
Следующим самолетом, представленным покупателям, был учебно-тренировочный «УТ-2». Этот самолет им больше понравился, но взоры их все чаще обращались в сторону штурмовиков. Наконец, председатель колхоза попросил показать им «Ил». Подольский подвел их к одному из штурмовиков и приказал механику принести молоток.
— А это, уважаемые покупатели, такая машина, что крепче и не бывает, — сказал полковник и, размахнувшись, ударил молотком по бронекорпусу.
Покупатели так и ахнули!
— Хороша машина, да, наверное, нам не по карману, — вздохнул Болотин. — Какая же ей цена?
— Цена говорите? — улыбнулся полковник. — Да этой машине в бою нет цены, так она хороша! А государству каждый штурмовик обходится в двести двадцать пять тысяч рублей.
Покупатели озадаченно покряхтели и отошли в сторонку, сказав, что им надо посоветоваться, дескать не корову покупаем. Подольский не стал им мешать и стоял в сторонке. Но по долетавшим до него словам полковник понял, что на штурмовик у Болотина не хватает около пятидесяти тысяч рублей. Председатель сказал, что у него есть аккредитив с колхозными деньгами, он их может одолжить, но ненадолго. Болотин сказал, что может продать бочонок меда, оставленный для подкормки, но это может обернуться гибелью всех пчел. В конце концов, ударили по рукам — берем штурмовик! По старинному обычаю Болотин достал из кармана копеечную монету и передал ее Подольскому как задаток, в знак состоявшейся покупки.
Через несколько дней, оформив соответствующие документы и перевод денег через банк, колхозники снова пришли в штаб бригады. На аэродроме запасного авиаполка в тот день был организован торжественный митинг, на котором новенький самолет «ИЛ-2» с надписью на борту «Иван Болотин» колхозники передали командиру эскадрильи штурмового авиаполка капитану Цыганкову. После выступления комбрига слово предоставили И.Болотину.
— Хочется мне сегодня, товарищи дорогие, вспомнить наших предков Козьму Минина и Дмитрия Пожарского, — рассудительно начал пчеловод. — Это они показали нам пример, отдали свое имущество на снаряжение русской рати. С тех пор много русских людей жизни свои не щадили, защищая Родину. Теперь пришел наш черед, и мы, люди русские, отдаем на защиту земли нашей и детей своих кровных и оружием им пособляем. Потому как твердо верим: как ни силен враг, но и он будет разбит.
Закончен митинг. Можно бы и расходиться, но Иван Болотин никак не мог расстаться со своей покупкой: он по-хозяйски осматривал крылья, хвост и шасси самолета, попробовал покачать машину, кулаком постучал по бронекорпусу, потом поднялся на крыло и заглянул в кабину. Подивившись обилию приборов и пошептавшись с летчиком, он вдруг обратился к Подольскому:
— Товарищ командир, разрешите хоть разок прокатиться, а? Я на место стрелка сяду. Летчик-то согласен, но без вашего разрешения боится.
— А вы когда-нибудь летали, хотя бы на пассажирском самолете? — спросил полковник.
— Да какое там! Я и самолеты-то вблизи увидел только здесь, — простодушно признался Болотин.
— Задали вы мне задачку, — улыбнулся полковник. Если формально решать, — начал он рассуждать вслух, — то не положено на боевой машине катать посторонних, тем более штатских. А если неформально, то самолет-то ваш — значит, вы уже не только не посторонний, но и хозяин, так сказать владелец транспортного средства. Так что не выполнить вашу просьбу будет неправильно и нехорошо. Капитан Цыганков, — обратился он к летчику, — разрешаю десятиминутный полет с колхозником Болотиным. Распорядитесь, чтобы подготовили самолет, да шлем с очками для «стрелка» возьмите.
Когда самолет приземлился, Болотин еле вылез из кабины и, покачиваясь, побрел к теплушке. Подольский, обеспокоенный видом Болотина, строго сказал летчику:
— Товарищ Цыганков, я же вас просил летать без фокусов.
— Ты парня не ругай, — перебил полковника Болотин, — он свое дело знает. Это мне с непривычки небо с овчинку показалось. Спасибо тебе, сынок. Теперь мы с тобой и вовсе как родные. А машина, доложу я вам, — продолжал он, — машина первый сорт! Так что купили аккурат то, что нужно.
Прощаясь, Болотин троекратно расцеловал Цыганкова.
— Бей нещадно супостатов, сынок! Но на рожон зря не лезь. И себя и машину береги. Даст Бог, после войны свидимся.
Они не свиделись. Но штурмовик «Иван Болотин» сказал свое веское слово в боях на Курской дуге, потом и на других фронтах.
А с авиационных заводов все чаще стали улетать самолеты, построенные на средства рабочих, колхозников, артистов и даже детей. Прав был мудрый колхозник: в лихую годину советские люди отдавали Родине и своих детей и последнюю копейку.
П.КОЗЛОВ
ж-л «Пчеловодство» №4, 2013 г.