О пасеке

Пчеловодство, разведение и содержание пчел. Пчелы и здоровье. Огород, сад, дача.

Дек, 2013
14

Мои помощники

Опубликовал: Petr_MS

Мои помощники

Многие кочующие пчеловоды для погрузки ульев на автомобиль пользуются трапом и носилками. Тоже прошел через это, но вовремя приобрел японский грузовик «Мазда-Титан» с аппарелью. Сначала трехкорпусные дадановские ульи по 100-120 кг хватал за ручки и тащил на аппарель, а с аппарели — в кузов. Но ульи неохотно скользили по железу, даже смоченному водой. Подумывал установить на кузов автокран, но для этого необходимо взять разрешение в ГАИ, а сначала усилить раму. Масса крана отрицательно сказывается на устойчивости и проходимости автомобиля, он занимает много места. В темное время суток при погрузо-разгрузочных работах на неровной площадке на пасеке возникают неудобства.

Поэтому стал совершенствовать работу с аппарелью. Сначала изготовил одноосную тележку из дюралевых трубок на подшипниках № 203, затем двуосную — на домкрате. Но они не прижились, так как на тележку улей тоже необходимо поднять.

И вот найдено оптимальное решение. Для ульев изготовил подставки из уголка 25 мм с полозьями, как у санок, высотой 120 мм. Улей с подставкой стягиваю утяжкой. При погрузке по два, поочередно, ульи с земли скользят по сходням на аппарель, а с аппарели — в кузов. Крайние ряды устанавливаю полозьями санок поперек кузова, а остальные — хаотично. Чтобы по ширине помещалось 4 улья, изготовил самодельные борта, откидывающиеся на 150 мм наружу и складывающиеся в походном положении. В передние ряды ставлю легкие ульи, а в задние — тяжелые, сортируя их на кузове. Расставленные ульи сначала стягиваю двумя утяжками с трещотками от кабины до аппарели, затем — по 4 улья в каждом из 7 рядов. Одной утяжкой предохраняю груз от заднего смещения.

При погрузке ульев с санками помимо облегчения труда отпадают все операции с подставками, экономится драгоценное ночное время погрузки и выгрузки.

Разгружаю ульи по два в два ряда летками в противоположные стороны. Предпочитаю точки с небольшим подъемом, так как на нем легче работать. За 1 ч могу один загрузить и разгрузить машину. Еще полчаса на утяжку груза и подсоединение прицепа-будки.

В 2010 г. отъехал на 150 км от Анучинского района с липового медосбора на осенний точок возле морского побережья, чтобы перебраться поближе к дому и «заправить» пчел нектаром из леспедецы. При проезде по мокрой, черноземной, заросшей дороге на склоне сопки утянуло в полынью сначала одноосный прицеп-будку, а затем и грузовик застрял по задний мост. На дворе ночь. Помощник, оставшийся на прежнем точке, сторожит 28 ульев. А грузовик, груженный 20 бидонами меда, 17 трехкорпусным ульями и остальным инвентарем, оказался в кювете. Понадеялся на новую карьерную резину на колесах и не стал надевать на них железные цепи.

Освещая фонариком, отсоединил прицеп, достал ручные трехтонные тали, отмотал 40 м троса. До стоявшего около дороги дуба не хватило 5 м. Пришлось сначала вытаскивать застрявший грузовик под углом 30° в сторону сопки до липы. А когда освободилась нужная длина троса, в течение 1 ч вытащил автомобиль на дорогу. До рассвета выгрузил ульи на точке, накинул на колеса цепи, подъехал к прицепу, коротким тросом вытащил его на дорогу. Аппарелью поднял упавшую будку под дышло на талреп на высоту фаркопа. Завел дышло на фаркоп и, защелкнув его, доставил будку на пасеку. Открыл летки для пчел, накормил и привязал собаку, поспал пару часов. Отвез домой мед и поехал во второй рейс за оставшимися ульями. Все обошлось хорошо, но не покидала мечта о лебедке.

Осенью 2011 г. поехали с женой в Китай на двое суток за лебедкой. При ее выборе ошибся в тяговом усилии. Думал, оно в килограммах, оказалось в английских фунтах. Поэтому вместо запланированных 6 т приобрел на 2,7 т. Оказалось к лучшему. Меньше будут разряжаться аккумуляторы и легче генератору для их подзарядки. А если на трос лебедки установить полиспаст, то усилие удвоится и составит 5,4 т. Этого достаточно для автомобиля полной массой 8 т. Плюс помощь колесами с цепями. Лебедкой не разрешается вытаскивать застрявший автомобиль с включенным двигателем, а только от аккумуляторов. В противном случае при быстром разряде аккумулятора и резком перепаде напряжения блок управления и генератор выйдут из строя. Пришлось установить автономную бортовую сеть, независящую от основной электрической схемы.

По образованию я радиомонтажник, и не составило особого труда смастерить несложную схему. По всей длине рамы протянул провод положительной полярности от сварочного аппарата. На концах кабеля установил клеммы для подключения лебедки как в передней части автомобиля, так и в районе фаркопа, сзади. Лебедку закрепил на металлической пластине с отверстием ?20 мм. Поперек рамы под бампером автомобиля на четырех болтах закрепил швеллер, к середине которого приварил коротенький отросток такого же швеллера с отверстием 20 мм. Два отверстия соединил болтом, чтобы лебедка не смогла двигаться в вертикальном положении, а только в горизонтальном. На раме снял запасной топливный бак, на его место установил кронштейны и площадку для двух аккумуляторов емкостью по 100 А/ч каждый.

Вместо кондиционера установил генератор от КамАЗа на 50 А (мой 25 А). Подобрал соосность работы шкивов коленвала и генератора и для ремня между ними. Диаметр шкива генератора сильно не влияет на величину выработанного напряжения, так как блок управления всегда поддерживает 28,7 В. Для возбуждения генератора помимо подачи напряжения «+» и «-» 24 В, подал «+» на обмотку возбуждения через предохранитель (60 А) и переключатель со встроенным светодиодом. Установил вольтметр для контроля генераторов. После появления +28,7 В переключателем необходимо обесточить обмотку возбуждения, чтобы через нее не возникло разряда аккумулятора. Купил 100 м троса ?8,5 мм и разрезал на три равные части. На концах тросов заплел гаши. Чтобы кончики не кололи руки, заклепал их медными трубками. Токарь расточил шкив генератора под японский стандарт ремней, выточил четыре шкива ?100 мм и толщиной 18 мм и в них посадочные места под подшипники №6304 для полиспаста. Остальное изготовил сам.

Ходовые испытания лебедки по полной программе прошли в июле 2012 г. в глубоком ущелье между двух хребтов сопок, ближе к ручью — единственному холодильнику. Здесь леспедеца вымахала по 2-3 м высотой. Несколько раз заезжал туда по тропинке на грузовике с цепями, а без них машина не ехала даже в сухую погоду.

На рассвете загруженный ульями и флягами с медом спустился на свой точок. Только отцепил прицеп, как пошла морось, переходящая в проливной дождь. В спешке опять поленился накинуть цепи на колеса. Половину ульев успел разгрузить, как автомобиль забуксовал и провалился в черноземную с поджимом почву по самую раму. На санках под уклон по двум листам железа растащил вторую половину ульев. Подвинул фляги ближе к аппарели. Достал «заряженную» лебедку с полиспастами, гаком зацепил главный трос к поперечному тросу между двух деревьев. Весь мокрый и грязный уселся в кабину и, нажимая на кнопки пульта, медленно, но уверенно поехал в горку. Проехав 300 м, потрогал руками лебедку, генератор и аккумуляторы. Они были умеренно теплые. Значит, испытания прошли успешно. Скрутил тросы, убрал лебедку на штатное место между кабиной и кузовом, вернулся на пасеку. Открыл летки в ульях, привязал и накормил собаку. Затем поехал быстрее вверх по каменистой дороге, в сторону дома, разгружать фляги с медом. А потом двинулся во второй рейс за оставшимися 28 ульями по дороге, половина которой — асфальт, а вторая половина — ухабы. Спать в тот день уже не хотелось...

И еще. Главное, чтобы нас услышали наверху. Пчеловоды после основного медосбора с липы мечутся в районе морского побережья в поисках не горевших участков земли, заросших леспедецей. Каждый год люди-«невидимки» поджигают луга и сопки. Сгорают молодые побеги деревьев, в том числе и липы. И никто за это не отвечает. В лесу нет хозяина.

Н.П.ГРАЧЕВ
г. Находка
ж-л «Пчеловодство» №9,2013 г.

Понравилась статья? Расскажите друзьям:

Общайтесь со мной:

Google Bookmarks Digg Reddit del.icio.us Ma.gnolia Technorati Slashdot Yahoo My Web News2.ru БобрДобр.ru RUmarkz Ваау! Memori.ru rucity.com МоёМесто.ru Mister Wong

Хотите получать новые статьи на почту? Введите свой Email

 

 

«С этой статьей также смотрят:»

Ваш отзыв


    Обо мне

    E-mail: petr9921()yandex.ru

    Skype: Petr_MS