О пасеке

Пчеловодство, разведение и содержание пчел. Пчелы и здоровье. Огород, сад, дача.

Март, 2016
31

Получение пчелиных маток

Опубликовал: Petr_MS

Влияние стимулирующих подкормок на прием личинок и получение неплодных маток

Получение пчелиных маток — важное направление пчеловодства, поэтому оптимизация их производства важна для развития отрасли [1,3].

При выводе маток большое значение уделяется формированию семей-воспитательниц. От их биологической полноценности зависят прием личинок на маточное воспитание, масса неплодных маток, а в дальнейшем их прием пчелиными семьями [2]. Лучшим способом формирования семей-воспитательниц для карпатской породы пчел является тот, при котором из гнезда удаляют только матку, а расплод оставляют. Цель исследования — оптимизация способа формирования семей-воспитательниц на фоне стимулирующих подкормок с мелиссой, апироем и трутневым гомогенатом при производстве неплодных пчелиных маток. Исследования проводили на карпатской породе пчел на центральной матковыводной пасеке ООО «Пчелоколхоз Кисловодский» Ставропольского края.

Для повышения приема личинок на маточное воспитание в опыте использовали только качественные рамки. Из сформированной семьи-воспитательницы удалили матку и в течение трех суток давали стимулирующую подкормку согласно вариантам опыта. Гнездо формировали следующим образом: 1, 4, 5 и 6-я рамки с печатным расплодом; 2-я — 30 квадратов печатного и 10 квадратов открытого расплода, 3-я рамка — только с открытым расплодом. Прививочную рамку ставили между 2-й и 3-й рамкой. В конце ставили кормушку, которая также выполняла функцию диафрагмы. При установке второй прививочной рамки она ставится между 3-й и 4-й рамками, при этом 4-я содержит печатный и открытый расплод, аналогично 2-й. Формирование семей-воспитательниц ранней весной проводили с большим количеством молодых пчел.

Биологическое обоснование целесообразности использования стимулирующих подкормок изучали на 4 группах семей-воспитательниц, подобранных по принципу пар-аналогов.

Сахарный сироп готовили в соотношении 2:1, в него добавляли стимулирующие препараты. Первой группе (контроль) скармливали сахарный сироп, второй — сироп с синтетическим феромоном апирой (1 г на литр сиропа), третьей — сироп с трутневым гомогенатом (10%-ная концентрация в сиропе), четвертой — сироп с настоем мелиссы (50 г. настоя на литр сиропа). Стимулирующие подкормки задавали по 300 мл в течение трех дней до и после прививки личинок на маточное воспитание.

После удаления пчелиных маток из семей-воспитательниц и появления признака полного осиротения в сформированные колодцы ставили по одной прививочной рамке, на которой привито по 36 личинок. Прививку осуществляли однократным переносом личинок [1]в специальной лаборатории при температуре 35°С и относительной влажности 70% [2, 3].

Готовые маточники срезали и помещали в пронумерованные изоляторы, 64 шт. в каждой. Все отсеки изолятора оборудованы отдельными кормушками, которые предварительно заполняли медом. На 1-й и 2-й день после помещения маточников в изоляторы выходили матки, из которых отбирали только кондиционных. У них определяли живую массу взвешиванием на торсионных весах.

Максимальный прием личинок на маточное воспитание и выход неплодных маток отмечены в 4-й группе (табл. 1). Так, число принятых личинок на маточное воспитание составило 32 шт. из 36 привитых (88,9%), а выход кондиционных неплодных пчелиных маток — 29 шт. (80,6%).

Аналогичные результаты приема личинок на маточное воспитание и выхода неплодных маток регистрировали и в 3-й группе, где в подкормке был феромонный препарат апирой, личинок было принято лишь на 1 шт. меньше.

1. Влияние стимулирующих подкормок на прием личинок семьями-воспитательницами в 2013—2015 гг., n=36

Группа Принятые личинки Полученные матки
шт. % шт. %
1-я (контроль) 25 69,4 20 55,6
2-я 31 86,1 29 80,6
3-я 26 72,2 21 58,3
4-я 32 88,9 29 80,6

Минимальные показатели приема личинок и выхода кондиционных неплодных маток отмечены в контрольной группе. Здесь число принятых личинок на маточное воспитание составило 22 шт. (61,1%), а выход неплодных маток — 50,0% от общего числа привитых личинок. В 3-й группе учитываемые показатели были незначительно выше, чем в контроле, но они уступали показателям 2-й и особенно 4-й группы (см. табл. 1).

Учет полноценности развития пчелиных маток оценивали по их живой массе (табл. 2).

Анализ полученных данных позволяет отметить, что в семьях-воспитательницах 4-й группы полученные пчелиные матки имели максимальные показатели живой массы: 195-220 мг со средним значением по группе (210,0±1,29) мг и с коэффициентом вариации 3,3%. На 7 мг ниже этот показатель был у неплодных маток 2-й группы (193,0±0,95) мг. Это указывает на то, что использованный в составе подкормки феромонный препарат апирой оказывает положительное влияние на рефлекс выращивания рабочими пчелами пчелиных маток в семьях-воспитательницах. Поэтому они обильно кормят их маточным молочком на личиночной стадии развития, результатом которого является их высокая живая масса, что достоверно выше уровня значения контрольной группы (Р<0,01).

2. Масса неплодных пчелиных маток при использовании стимулирующих подкормок, мг

Группа

М±m

Lim

Cv, %

1-я (контроль)

177,0±3,84

172-186

2,86

2-я

193,0±0,95**

189-205

2,50

3-я

188,0±0,61*

185-195

1,49

4-я

210,0±1,29***

195-220

3,30

* р<0,05; ** р<0,01; *** р<0,001 — по сравнению с контролем.

Живая масса неплодных пчелиных маток 3-й группы укладывалась в пределы стандарта породы. Так, этот параметр колебался в пределах 185-195 мг со средним значением по группе в (188,0±0,61) мг (по сравнению с контролем р<0,05) и коэффициентом вариации 1,49%. Следовательно, трутневый гомогенат в составе подкормки усиливает секреторную функцию клеток глоточной железы у рабочих пчел. В результате этого повышается образование молочка в глоточной железе рабочих особей, используемого для выкармливания личинок, привитых на маточное воспитание. Это объясняется тем, что трутневый гомогенат обладает богатейшим набором полезных веществ: аминокислот, витаминов, ферментов и микроэлементов.

Таким образом, живая масса выводимых маток существенно зависит от подкормок, использованных для стимуляции данного процесса в семьях-воспитательницах.

А.О.ДИМИТРИЕВ
РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева
ж-л «Пчеловодство» №2, 2016 г.

Литература

1. Кривцов Н.И., Лебедев В.И., Сокольский С.С. Вывод маток и размножение пчелиных семей. — Сочи, 2011.

2. Маннапов А.Г., Антимирова О.А. Пчеловодство. Практический курс. — М., 2012.

3. Маннапов А.Г., Хоружий Л.И., Редькова Л.А., Симоганов Н.А. Технология производства продукции пчеловодства по законам природного стандарта. — М, 2015.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ: Димитриев Алексей Олегович, аспирант 3-го года обучения кафедры аквакультуры и пчеловодства, e-mail: Aleksei-Dimitriev@yandex.ru

Понравилась статья? Расскажите друзьям:

Общайтесь со мной:

Google Bookmarks Digg Reddit del.icio.us Ma.gnolia Technorati Slashdot Yahoo My Web News2.ru БобрДобр.ru RUmarkz Ваау! Memori.ru rucity.com МоёМесто.ru Mister Wong

Хотите получать новые статьи на почту? Введите свой Email

 

 

«С этой статьей также смотрят:»

Ваш отзыв


    Обо мне

    E-mail: petr9921()yandex.ru

    Skype: Petr_MS