31
Получение пчелиных маток
Опубликовал: Petr_MSВлияние стимулирующих подкормок на прием личинок и получение неплодных маток
Получение пчелиных маток — важное направление пчеловодства, поэтому оптимизация их производства важна для развития отрасли [1,3].
При выводе маток большое значение уделяется формированию семей-воспитательниц. От их биологической полноценности зависят прием личинок на маточное воспитание, масса неплодных маток, а в дальнейшем их прием пчелиными семьями [2]. Лучшим способом формирования семей-воспитательниц для карпатской породы пчел является тот, при котором из гнезда удаляют только матку, а расплод оставляют. Цель исследования — оптимизация способа формирования семей-воспитательниц на фоне стимулирующих подкормок с мелиссой, апироем и трутневым гомогенатом при производстве неплодных пчелиных маток. Исследования проводили на карпатской породе пчел на центральной матковыводной пасеке ООО «Пчелоколхоз Кисловодский» Ставропольского края.
Для повышения приема личинок на маточное воспитание в опыте использовали только качественные рамки. Из сформированной семьи-воспитательницы удалили матку и в течение трех суток давали стимулирующую подкормку согласно вариантам опыта. Гнездо формировали следующим образом: 1, 4, 5 и 6-я рамки с печатным расплодом; 2-я — 30 квадратов печатного и 10 квадратов открытого расплода, 3-я рамка — только с открытым расплодом. Прививочную рамку ставили между 2-й и 3-й рамкой. В конце ставили кормушку, которая также выполняла функцию диафрагмы. При установке второй прививочной рамки она ставится между 3-й и 4-й рамками, при этом 4-я содержит печатный и открытый расплод, аналогично 2-й. Формирование семей-воспитательниц ранней весной проводили с большим количеством молодых пчел.
Биологическое обоснование целесообразности использования стимулирующих подкормок изучали на 4 группах семей-воспитательниц, подобранных по принципу пар-аналогов.
Сахарный сироп готовили в соотношении 2:1, в него добавляли стимулирующие препараты. Первой группе (контроль) скармливали сахарный сироп, второй — сироп с синтетическим феромоном апирой (1 г на литр сиропа), третьей — сироп с трутневым гомогенатом (10%-ная концентрация в сиропе), четвертой — сироп с настоем мелиссы (50 г. настоя на литр сиропа). Стимулирующие подкормки задавали по 300 мл в течение трех дней до и после прививки личинок на маточное воспитание.
После удаления пчелиных маток из семей-воспитательниц и появления признака полного осиротения в сформированные колодцы ставили по одной прививочной рамке, на которой привито по 36 личинок. Прививку осуществляли однократным переносом личинок [1]в специальной лаборатории при температуре 35°С и относительной влажности 70% [2, 3].
Готовые маточники срезали и помещали в пронумерованные изоляторы, 64 шт. в каждой. Все отсеки изолятора оборудованы отдельными кормушками, которые предварительно заполняли медом. На 1-й и 2-й день после помещения маточников в изоляторы выходили матки, из которых отбирали только кондиционных. У них определяли живую массу взвешиванием на торсионных весах.
Максимальный прием личинок на маточное воспитание и выход неплодных маток отмечены в 4-й группе (табл. 1). Так, число принятых личинок на маточное воспитание составило 32 шт. из 36 привитых (88,9%), а выход кондиционных неплодных пчелиных маток — 29 шт. (80,6%).
Аналогичные результаты приема личинок на маточное воспитание и выхода неплодных маток регистрировали и в 3-й группе, где в подкормке был феромонный препарат апирой, личинок было принято лишь на 1 шт. меньше.
1. Влияние стимулирующих подкормок на прием личинок семьями-воспитательницами в 2013—2015 гг., n=36
Группа | Принятые личинки | Полученные матки | ||
шт. | % | шт. | % | |
1-я (контроль) | 25 | 69,4 | 20 | 55,6 |
2-я | 31 | 86,1 | 29 | 80,6 |
3-я | 26 | 72,2 | 21 | 58,3 |
4-я | 32 | 88,9 | 29 | 80,6 |
Минимальные показатели приема личинок и выхода кондиционных неплодных маток отмечены в контрольной группе. Здесь число принятых личинок на маточное воспитание составило 22 шт. (61,1%), а выход неплодных маток — 50,0% от общего числа привитых личинок. В 3-й группе учитываемые показатели были незначительно выше, чем в контроле, но они уступали показателям 2-й и особенно 4-й группы (см. табл. 1).
Учет полноценности развития пчелиных маток оценивали по их живой массе (табл. 2).
Анализ полученных данных позволяет отметить, что в семьях-воспитательницах 4-й группы полученные пчелиные матки имели максимальные показатели живой массы: 195-220 мг со средним значением по группе (210,0±1,29) мг и с коэффициентом вариации 3,3%. На 7 мг ниже этот показатель был у неплодных маток 2-й группы (193,0±0,95) мг. Это указывает на то, что использованный в составе подкормки феромонный препарат апирой оказывает положительное влияние на рефлекс выращивания рабочими пчелами пчелиных маток в семьях-воспитательницах. Поэтому они обильно кормят их маточным молочком на личиночной стадии развития, результатом которого является их высокая живая масса, что достоверно выше уровня значения контрольной группы (Р<0,01).
2. Масса неплодных пчелиных маток при использовании стимулирующих подкормок, мг
Группа |
М±m |
Lim |
Cv, % |
1-я (контроль) |
177,0±3,84 |
172-186 |
2,86 |
2-я |
193,0±0,95** |
189-205 |
2,50 |
3-я |
188,0±0,61* |
185-195 |
1,49 |
4-я |
210,0±1,29*** |
195-220 |
3,30 |
* р<0,05; ** р<0,01; *** р<0,001 — по сравнению с контролем. |
Живая масса неплодных пчелиных маток 3-й группы укладывалась в пределы стандарта породы. Так, этот параметр колебался в пределах 185-195 мг со средним значением по группе в (188,0±0,61) мг (по сравнению с контролем р<0,05) и коэффициентом вариации 1,49%. Следовательно, трутневый гомогенат в составе подкормки усиливает секреторную функцию клеток глоточной железы у рабочих пчел. В результате этого повышается образование молочка в глоточной железе рабочих особей, используемого для выкармливания личинок, привитых на маточное воспитание. Это объясняется тем, что трутневый гомогенат обладает богатейшим набором полезных веществ: аминокислот, витаминов, ферментов и микроэлементов.
Таким образом, живая масса выводимых маток существенно зависит от подкормок, использованных для стимуляции данного процесса в семьях-воспитательницах.
А.О.ДИМИТРИЕВ
РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева
ж-л «Пчеловодство» №2, 2016 г.Литература
1. Кривцов Н.И., Лебедев В.И., Сокольский С.С. Вывод маток и размножение пчелиных семей. — Сочи, 2011.
2. Маннапов А.Г., Антимирова О.А. Пчеловодство. Практический курс. — М., 2012.
3. Маннапов А.Г., Хоружий Л.И., Редькова Л.А., Симоганов Н.А. Технология производства продукции пчеловодства по законам природного стандарта. — М, 2015.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ: Димитриев Алексей Олегович, аспирант 3-го года обучения кафедры аквакультуры и пчеловодства, e-mail: Aleksei-Dimitriev@yandex.ru