О пасеке О пасеке
Menu
Search
При перевозке пчел




Перевозка и пересылка пчел

Иногда пчел приходится перевозить, при этом чаще используют автомобильный, реже железнодорожный транспорт. Еще реже прибегают к услугам почты. При перевозке и пересылке пчел надо соблюдать требования не только биологии, но и действующих нормативно-правовых актов. Следует напомнить, что в одних актах и документах содержатся общие правила, в других они более конкретизированы.

Например, «Правила по охране труда. Пчеловодство. ПОТ РО — 97300^16-98», утвержденные Приказом Минсельхозпрода РФ от 28 сентября 1998 г. №579, хотя и признаны недействующими, однако изложенные в них рекомендации могут быть полезны при перевозке пчел автомобильным транспортом. В соответствии с этими рекомендациями перевозить пчел на близкое расстояние можно только после первого очистительного облета, ночью или ранним утром. В прохладную пасмурную погоду семьи можно перевозить в дневное время.

При перевозке все отдельные части улья (дно, корпус, подставка, подкрышник, крыша) необходимо наглухо соединить между собой специальным скрепом или сбить деревянными брусками. Летки в ульях следует закрыть наглухо либо металлической решеткой.

Транспортное средство, поставленное под погрузку или выгрузку, должно быть надежно заторможено. Трапы и подмостки, применяемые при погрузке, должны быть сухими и нескользкими.

Тяжелые ульи необходимо устанавливать в нижнем ярусе кузова автомобиля (прицепа) с 10-сантиметровым интервалом между рядами для движения воздуха. Общая высота погрузки — не более 3,3 м от поверхности дороги. После погрузки ульи нужно увязать прочной веревкой. Надо взять с собой пчеловодную стамеску, дымарь, предохранительные сетки, а также паклю или свежий замес глины для заделки образовавшихся щелей, через которые могут выйти пчелы. Вместе с пчелами в кузове транспортного средства не рекомендуется находиться людям.

Перевозить пчел надо без лишних остановок. Вынужденную остановку желательно делать в затемненном месте, избегая мест работы и отдыха людей. По асфальтовой дороге рекомендуется перевозить пчел со скоростью не более 60 км/ч, по грунтовой — не более 20 км/ч.

Открывать борта транспортного средства должны два человека. Предварительно надо убедиться в устойчивости ульев, чтобы они не могли упасть при открытии борта. Во время погрузки и выгрузки ульев на территории пасеки не должны находиться посторонние люди.

В литературе можно встретить рекомендации по перевозке пчел, дополняющие требования, изложенные в правилах и объясняющие необходимость совершения тех или иных действий. Например, А.А.Комаров в издании «Пчеловодство. Учебно-справочная книга» (Тула: Ритм, 1992) поясняет, что с момента образования в семьях зимнего клуба (октябрь — ноябрь) пчел перевозить нельзя. При перевозке ульи сотрясаются, клуб распадается, в гнезде повышается температура, пчелы больше расходуют меда и из-за переполнения кишечника начинают поносить. Мало того, если клуб упадет на дно улья, это может привести к гибели пчел.

Перевозить пчел весной после очистительного облета рекомендуется еще и потому, что к этому времени в улье остается небольшое количество особей. Многие соты не заполнены медом, внутри улья много места, пчелы могут свободно перемещаться, вентилировать гнездо для снижения температуры.

При перевозке пчел летом также надо учитывать некоторые особенности. В это время в гнездах бывает много расплода, незрелого и вызревшего меда. В гнезде могут находиться рамки с неполностью отстроенной и неполностью заполненной медом вощиной. Их конструкция может быть слабой и оборваться. В результате погибнет вся семья.

Во время перевозки пчелы сильно возбуждаются, больше расходуют меда, отчего в их дыхательной системе образуется вода. Поэтому в жаркую погоду пчелы могут «запариться»: они становятся мокрыми и быстро погибают.

До начала перевозки пчел надо провести некоторую подготовительную работу. Корпуса ульев и магазинные надставки рекомендуется полностью заполнить сотовыми рамками, а рамки с медом и свежим напрыском нектара — изъять. В гнезде следует оставить не более 10 кг меда. Рамки нужно прочно закрепить, чтобы они не соприкасались между собой, а улочки между ними не уменьшались. Из подкрышника нужно все убрать, на гнездовой корпус поставить пустую магазинную надставку или пустой корпус. Благодаря этому над гнездом создается свободное пространство, что улучшает воздухообмен во внутреннем объеме улья. Дополнительно поставленные магазинные надставки или корпуса следует накрыть кочевой сеткой. Утеплительные подушки, холстики или деревянные потолочины из ульев надо убрать.


Если пчел перевозят ранней весной при сравнительно прохладной погоде, специально подготовлять гнезда не нужно. Достаточно укрепить рамки в гнезде, чтобы они стояли неподвижно, не раскачивались и не сдвигались при толчках. При прохладной или ненастной погоде, когда пчелы не вылетают, их можно перевозить в течение всего дня. Если погода теплая, то погрузку и перевозку следует проводить только вечером, когда все пчелы вернутся в улей, то есть с наступлением сумерек.

В кузове автомобиля (прицепе) ульи необходимо размещать так, чтобы рамки располагались перпендикулярно к направлению дороги (во внешних рядах ульи должны стоять летками к бортам). При таком размещении они меньше раскачиваются при движении. Чтобы расстояние между ульями не нарушалось, между ними нужно проложить четыре рейки толщиной 8-10 см и длиной, равной длине кузова автомобиля (прицепа).

Ульи с плоскими горизонтальными крышами можно ставить один на другой в два-три яруса. Если ульи с двускатными крышами, то на весь нижний ряд надо положить две продольные доски и на них размещать второй ряд. Под ульи нужно ставить складные подставки или рейки диаметром 8-10 см.

Желательно, чтобы пчеловод лично сопровождал груз. Он должен иметь зажженный дымарь, две-три простыни и посуду с водой. В случае высыпания пчел при погрузке, разгрузке или аварии можно накрыть улей мокрыми простынями.

Сильные семьи (массой 5 кг и более) в жаркое время можно перевозить только в ульях с открытыми летками. В этом случае грузить ульи надо рано утром (на рассвете) при самой низкой температуре суток. Перед погрузкой в леток следует пустить два-три клуба дыма, а после нее — еще четыре-пять клубов. Во время погрузки и разгрузки двигатель автомобиля должен работать: благодаря вибрации кузова пчелы из ульев почти не вылетают. Перевозка с открытыми летками никогда не вызывает беспокойства семей и повышения температуры в гнезде, что исключает обрыв сотов и гибель пчел.

По прибытии на место очень важно как можно быстрее провести разгрузку и вот почему. Холодный поток воздуха при движении вынуждает вылетающих из улья пчел формировать клуб под свесом крыши, под прилетной доской или под дном улья. Через несколько минут после остановки транспорта этот клуб распадается, пчелы начинают летать и мешать работе на пасеке.

После разгрузки и размещения на пасеке в ульи лучше не заглядывать в течение 24 ч. В этот период пчелы остаются возбужденными и ранний осмотр еще больше их озлобит. Если затем пчелы дружно и энергично совершают облет, значит, перевозка прошла благополучно. В жаркую погоду летки лучше открыть сразу после разгрузки.

И еще одна рекомендация: если пчел транспортируют на небольшое расстояние, то надежнее всего сначала перевезти их на 5-6 км, а через неделю на намеченное место.

Перевозка пчел автомобильным транспортом регулируется нормативно-правовыми актами. Так, в соответствии с Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. №272 (с последующими изменениями), заявка грузоотправителя (в данном случае пчеловода) должна быть рассмотрена автотранспортным предприятием в срок до 3 дней. При рассмотрении заказа с пчеловодом следует согласовать условия перевозки. Перевозчик должен представить пчеловоду документ (прейскурант) о стоимости услуг и порядке расчета провозной платы.

Выбор средства крепления ульев в кузове (прицепе) транспортного средства (ремни, цепи, тросы, деревянные бруски, упоры, противоскользящие маты и т.д. ) осуществляется с учетом обеспечения безопасности движения, сохранности перевозимого груза и транспортного средства. Запрещено крепить груз гвоздями, скобами и другими способами, которые могут повредить транспортное средство.

Некоторые для перевозки пчел используют передвижные павильоны. Они могут оказаться негабаритными. Предельно допустимые габариты одиночного транспортного средства следующие: длина — 12 м, ширина — 2,11 м, высота — 4 м.

Действует Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ, утвержденная Приказом Минтранса РФ от 22 января 2004 г. №8. Для перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов надо получить разрешение в соответствующих дорожных службах и согласовать маршрут с органами ГИБДД.

В случае использования негабаритного транспортного средства целесообразно ознакомиться с этой Инструкцией в полном объеме.

Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. №259-ФЗ принят Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. Некоторые правовые нормы этого Устава имеют непосредственное отношение к перевозке пчел. В частности, в Уставе записано, что в целях беспрепятственного осуществления перевозок грузов (в рассматриваемом случае пчел) отправитель (пчеловод) обязан приложить (иметь) документы, предусмотренные санитарными и иными правилами в соответствии с требованиями законодательства РФ, другие документы, наличие которых установлено федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами.

Грузоотправитель (пчеловод) обязан подготовить груз (ульи с семьями пчел) к перевозке таким образом, чтобы обеспечить безопасность его перевозки и сохранность, а также не допустить повреждение транспортного средства. Приспособления, необходимые для погрузки, выгрузки и перевозки груза, должен предоставлять грузоотправитель (пчеловод). Грузоотправитель (пчеловод) по требованию перевозчика (водителя) обязан устранить нарушения установленного порядка погрузки груза (ульев) в транспортное средство.

Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г. №111 утверждены Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (с последующими изменениями) (далее — Правила оказания услуг). В соответствии с Правилами оказания услуг порядок перевозки определяется Правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа. Но основной документ, регулирующий правовые отношения на железной дороге, — Устав железнодорожного транспорта РФ, принятый Федеральным законом от 10 января 2003 г. №18-ФЗ. С учетом требований этого Устава и Постановления Правительства РФ №111 Приказом Министерства транспорта РФ от 19 декабря 2013 г. №473 утверждены Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.

Согласно данным Правилам пчел перевозят в качестве багажа на особых условиях при наличии соответствующих ветеринарных документов. Перевозчик не несет ответственности за жизнь пчел (статья 147). При перевозке багажа (пчел) на особых условиях пассажир должен обратиться в подразделение перевозчика с письменным заявлением об организации перевозки багажа на особых условиях не менее чем за 20 дней до начала перевозки. В заявлении надо указать наименования станций отправления и назначения, наименование отправляемого багажа, размеры и примерный вес, вид упаковки, состояние багажа, особые требования при перевозке. Перевозчик обязан проинформировать пассажира — отправителя багажа на особых условиях о своих уполномоченных представителях, в обязанности которых входит рассмотрение подобных заявлений. В багажной квитанции делается отметка «Перевозка на особых условиях» (статья 203). Дополнительные расходы перевозчика, связанные с организацией перевозки багажа на особых условиях, возмещаются пассажиром.

Рекомендации по перевозке пчел по железной дороге встречаются и в литературе. Е.А.Гребенников в книге «Все о меде» (Минск: Книжный дом, 2005) предлагает перевозить семьи пчел с сотами, расплодом и медовыми запасами не в ульях, а в специальных ящиках. По прибытии ящики следует расставить вблизи места выгрузки из вагонов для облета пчел, а затем доставить автомобильным транспортом по местам назначения. Ящики нужно расставить на пасеке на тех местах, где намечено поставить ульи, и открыть летки, чтобы пчелы облетелись. На другой день надо установить подготовленные ульи и вскрыть ящики, после чего переставить рамки из ящиков в ульи. Переставленные гнезда следует утеплить, при необходимости добавить корм или отобрать лишние соты.

По почте пчел отправляют согласно Порядку приема, доставки и вручения внутренней посылочной почты, утвержденному Федеральным государственным унитарным предприятием «Почта России» 24 января 2007 г. Посылки с пчелами принимают при наличии ветеринарного свидетельства. Оно должно быть прочно прикреплено к сопроводительному адресу, при котором подается посылка (статья 2.12). На адресной стороне посылки с пчелами и бланке сопроводительного адреса надо сделать отметку: «Осторожно. Пчелы. На солнце не держать. С ветеринарным свидетельством» (статья 2.13).

Посылки с пчелами, отправляемые воздушным или наземным транспортом в сочетании с воздушным (комбинированным способом), не нужно дополнительно обшивать тканью (статья 2.5).

При отправке почтой пчел следует поместить в ящик или коробку, оборудованные специальными сетками, исключающими возможность вылета насекомых (статья 2.11, пункт д).

Существуют рекомендации по пересылке пчел пакетами. В упоминаемой книге «Все о меде» написано, что пакет — это особо устроенный фанерный ящик, в котором по почте пересылают пчел с маткой, но без сотов и расплода. Пчелы нормально переносят пересылку продолжительностью 10-12 дней. Отправка самолетом ускоряет пересылку. Для питания пчел в пути нужны рамки или полурамки с сотом, заполненным 2 кг печатного (обязательно) меда (желательно прошлогоднего). Чтобы в жаркую погоду сот при толчках во время погрузки не вывалился из рамки, его надо укрепить тонкими планочками. Их следует прибить по две с каждой стороны сота (одну против другой).

На перевозку и пересылку пчел необходимо оформить ветеринарные и сопроводительные документы. Они предусмотрены Законом РФ от 14 мая 1993 г. №4979-1 «О ветеринарии» (с последующими изменениями) (статья 2.3).

Правила организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов (далее — Правила) и Порядок оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде утверждены Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 17 июля 2014 г. №281 и вступили в силу с 1 марта 2015 г.

Согласно Правилам ветеринарные сопроводительные документы оформляются и выдаются в течение одного рабочего дня, если не нужны лабораторные исследования, а при необходимости их проведения — в течение одного рабочего дня по их завершении. Должностное лицо, принявшее решение о проведении лабораторных исследований, по требованию лица, обратившегося за получением ветеринарного сопроводительного документа, обязано предоставить письменное обоснование своего решения.

Ветеринарное свидетельство формы №1 оформляется при перевозке пчел за пределы района (города) по территории РФ, ветеринарные справки формы №4 — при перевозке пчел в пределах района (города). Ветеринарные сопроводительные документы действительны в течение 5 дней с даты оформления и до окончания перевозки.

При перевозке пчел между субъектами РФ в графе «Особые отметки» ветеринарного свидетельства следует указать номер и дату разрешения руководителя органа исполнительной власти субъекта РФ в области ветеринарии, а также номер ветеринарного сопроводительного документа, в сопровождении которого пчелы поступили.

В соответствии с Законом «О ветеринарии» оформление ветеринарных сопроводительных документов осуществляется на безвозмездной основе (статья 2.3, пункт 11).

Почетный работник Прокуратуры
Российской Федерации, старший
советник юстиции Н.АСТАФЬЕВ
ж-л «Пчеловодство» №4, 2016 г.





Организация и оборудование любительской пасеки
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Понравилась статья? Расскажите друзьям:

Общайтесь со мной:

Leave A Comment