15
Пчеловодам нужны правовые знания
Опубликовал: Petr_MSПчеловодам нужны правовые знания
В первой части статьи 10.6 Кодекса РФ об административных правовых нарушениях (КоАП РФ) содержится норма, в соответствии с которой за нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил предусмотрена административная ответственность.
В настоящее время существуют (подчеркиваю существуют, а не действуют, причины этого будут указаны ниже) Ветеринарно-санитарные правила для специализированных пчелохозяйств, утвержденные Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 4 декабря 1974 г., Ветеринарно-санитарные правила содержания пчел, утвержденные этим же управлением 15 декабря 1976 г. (взамен Правил от 23 апреля 1970 г.). Департаментом ветеринарии Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ 17 августа 1998 г. утверждена действующая Инструкция о мероприятиях по предупреждению и ликвидации болезней, отравлений и основных вредителей пчел. До середины 2013 г. существовала Инструкция по содержанию пчелиных семей и организации пчеловодства в населенных пунктах и на дачных участках, утвержденная 17 июня 2002 г. Федеральным государственным учреждением (ФГУ) «Инспекция по пчеловодству» Министерства сельского хозяйства (МСХ) РФ.
Суды при разрешении споров, связанных с пчеловодством, на все перечисленные инструкции и правила ссылаются как на действующие. Если соотнести эти инструкции и правила с нормами административного законодательства, возникает мысль о возможности быть привлеченным к ответственности за то, что ульи на пасеке расставлены без соблюдения расстояний, предписанных в названных нормативно-правовых актах. В своих решениях суды указывают даже на нарушение расстояния в несколько сантиметров. Это может показаться абсурдом, но и инструкции с правилами давно не отвечают нынешнему положению пчеловодства в стране. Даже незаконная сама по себе инструкция от 17 июня 2002 г. действовала более десяти лет, и суды руководствовались ею. Конечно, это характеризует недостаточно внимательное отношение МСХ РФ к нормативно-правовым актам по пчеловодству.
Согласно основным итогам Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г., в России насчитывалось всего 3 727 800 пчелиных семей, из которых 3 461 000 находились в личных подсобных хозяйствах граждан, то есть абсолютное большинство. В нашей стране пчеловодством занимаются в основном граждане в личных подсобных хозяйствах и на дачных участках площадью, как правило, 6 соток, на которых стоят и строения. Может ли пчеловод выполнить требования о размещении ульев на расстоянии 3-3,5 м друг от друга и 10 м между рядами? Ученые-пчеловоды давно высказали по данному вопросу совсем другую точку зрения. Является ли она нарушением ветеринарно-санитарных правил? Если признать, что указанная точка зрения вступает в противоречие с инструкциями и правилами, то всю работу ученых в этой части надо считать ошибочной? К сожалению, они не высказывают своего мнения об этих документах.
Работая над настоящей статьей, я по телефону связался с Е.К.Еськовым, деканом факультета «Экология и охотоведение», на котором обучаются студенты и по специальности «Пчеловодство», Российского государственного аграрного заочного университета. Хотел выяснить, получают ли будущие специалисты хотя бы элементарные правовые знания по пчеловодству. К сожалению, беседа с Е.К.Еськовым не состоялась. К моей радости, со мной согласилась поговорить М.Д.Еськова, имеющая прямое отношение к подготовке пчеловодов. Я задал вопрос: как она относится к Ветеринарному уставу СССР, утвержденному Советом Министров СССР в 1967 г. и введенному в действие с 1 января 1968 г., к разработанным в его исполнение инструкциям и правилам, к Закону РФ «О ветеринарии», к Инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации болезней, отравлений и основных вредителей пчел от 1998 г.? М.Д.Еськова ответила, что они признают эти документы действующими, но правовому обучению пчеловодов уделяется недостаточное внимание.
Побеседовала со мной по телефону и Н.В.Максименко, представитель кафедры пчеловодства Московской сельскохозяйственной академии им. К.А.Тимирязева. Она согласилась с тем, что студенты наряду с профессиональными знаниями должны получать хотя бы элементарные сведения, регулирующие правовые отношения в области пчеловодства, что пока не делается.
Интересно проследить: когда и в каких условиях появились правила, утвержденные в 1974 и 1976 гг., и почему их нельзя признать действующими? 22 декабря 1967 г. Совет Министров СССР постановлением №1142 утвердил Ветеринарный устав СССР. Он введен в действие 1 января 1968 г., то есть более 45 лет назад.
В этом уставе (статья 6) отмечалось, что МСХ СССР в пределах своей компетенции издает во исполнение Ветеринарного устава СССР приказы, инструкции и дает указания по вопросам ветеринарии. Конкретно издавать инструкции и правила было поручено Главному управлению ветеринарии МСХ СССР (статья 7), что оно и сделало.
Как видим, названные правила являлись подзаконными актами и издавались в данном случае во исполнение Ветеринарного устава СССР. В настоящее время ни СССР, ни МСХ СССР, ни Главного управления ветеринарии МСХ СССР уже нет. Не действует и Ветеринарный устав СССР, а правила по его исполнению из-за правового невежества признают действующими. Трудно поверить, чтобы в Министерстве сельского хозяйства РФ этого не понимали. А если понимают, почему их не отменяют, тем более что 14 мая 1993 г. принят Закон РФ №4979-1 «О ветеринарии» и в его исполнение в 1998 г. утверждена другая инструкция.
24 октября 1990 г. был принят Закон РСФСР №263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР». В статье 4 этого закона записано, что акты органов СССР, изданные до принятия настоящего закона, действуют на территории РСФСР, если они не приостановлены Верховным Советом РСФСР или Советом Министров РСФСР. 14 мая 1993 г. постановлением Верховного Совета РФ введен в действие Закон РФ «О ветеринарии». В статье 3 данного постановления записано, что Ветеринарный устав СССР 1968 г. с момента введения в действие Закона РФ «О ветеринарии» на территории РФ не применяется. Если устав не применяется, то могут ли применяться какие-либо правила и другие подзаконные акты, изданные в его исполнение? Нет, конечно.
История по применению указанных правил напомнила мне один забавный случай. В студенческие годы я проходил практику в прокуратуре. С помощником прокурора района мы пошли в суд поддерживать государственное обвинение по уголовному делу. Подсудимым был молодой мужчина, обвиняемый в злостном хулиганстве. При произнесении обвинительной речи помощник прокурора — государственный обвинитель — так вошла в роль, что, давая характеристику подсудимому, произнесла: «Такой молодой и здоровый мужчина, а не работает. Во время войны с фронта приходили люди без рук, без ног, без головы, но работали...». В зале судебного заседания на мгновение установилась мертвая тишина, а потом раздался буквально взрыв хохота.
Так и с уставом (головой) — нет его, а подзаконными актами в его исполнение (руками, ногами) пользуются и признают действующими даже суды. Например, судья Инзенского районного суда (Ульяновская обл.) в своем решении от 19 октября 2011 г. по гражданскому делу по иску к пчеловоду о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда руководствовался Ветеринарно-санитарными правилами 1976 г. и инструкцией 2002 г. Ульяновский областной суд в своем кассационном определении от 22 ноября 2011 г. инструкцию тоже признал действующей, однако на правила не сослался. В решении районного суда от 4 апреля 2012 г. об отказе в передаче дела для рассмотрения в Президиум Ульяновского областного суда указано, что инструкция 2002 г. утверждена Департаментом животноводства и племенного дела МСХ РФ, в то время как она утверждена ФГУ «Инспекция по пчеловодству». Кстати, эта инспекция ликвидирована распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2006 г. №539-р «О ликвидации федеральных государственных учреждений». Некоторые положения инструкции 2002 г. так очевидно противоречили федеральным законам и другим нормативно-правовым актам, что руководствоваться ею было никак нельзя.
Следующий пример вообще похож на анекдот. Судья Павловского городского суда Нижегородской области по гражданскому делу №2-123 по иску соседа к пчеловоду Нефедовой при вынесении решения от 14 мая 2005 г. руководствовался не имеющим юридической силы проектом закона «О пчеловодстве». Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда, рассматривая дело по кассационной жалобе Нефедовой, в своем определении от 1 июля 2005 г. проект закона «О пчеловодстве» тоже признала действующим.
Недостаточное внимание правовому обеспечению пчеловодства подтверждает и такой пример. В феврале 2014 г. в Российском государственном аграрном заочном университете под руководством заместителя Председателя Правительства Московской области, министра сельского хозяйства и продовольствия области В.Барсукова прошел семинар-совещание по вопросам состояния и перспектив развития отрасли пчеловодства в Подмосковье.
Факт проведения такого совещания, безусловно, заслуживает положительной оценки, но, к сожалению, на нем ни слова не было сказано о правовом обеспечении пчеловодства в Подмосковье. В решении, принятом по итогам данного совещания, также не упоминается об этом, хотя в Московской области нет закона о пчеловодстве. Ничего не сказано и об обращении в МСХ РФ с предложением о внесении в нормативно-правовые акты по пчеловодству необходимых изменений и приведении их в соответствие с действующими федеральными нормативно-правовыми актами.
В настоящее время в состав России принята Республика Крым, имеющая развитое пчеловодство. Неужели в МСХ РФ будут рекомендовать пчеловодам Крыма руководствоваться не имеющими юридической силы или устаревшими нормативно-правовыми актами?
Что касается закона о пчеловодстве Московской области. Уже после семинара-совещания заместитель министра сельского хозяйства Ю.Гулин сообщил, что принимаются меры по разработке и принятию такого закона.
Возвратимся к правовым нарушениям, предусмотренным статьей 10.6 КоАП РФ. Надо иметь в виду следующее. В статье 1 Закона РФ «О ветеринарии» перечислены задачи ветеринарии, а в статье 18 — обязанности предприятий, учреждений, организаций и граждан — владельцев (в рассматриваемом случае пчел) и производителей продуктов животноводства. Так, они должны: осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней пчел; соблюдать правила, обеспечивающие безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов пчеловодства; своевременно и полно проводить мероприятия по ликвидации очагов заразных болезней пчел; выполнять нормы и правила по охране территории РФ от заноса заразных болезней пчел из-за рубежа; принимать меры по изоляции пчел, подозреваемых в заболевании, до прибытия специалистов в области ветеринарии и др. Если пчеловод не выполняет эти обязанности, его могут привлечь к административной ответственности.
Сейчас во многих субъектах РФ созданы общественные организации пчеловодов. Время от времени они собираются для обсуждения каких-либо вопросов. Было бы очень полезно приглашать на эти встречи юристов, чтобы они освещали правовые вопросы, связанные с пчеловодством.
Сегодня хозяин пасеки должен не только хорошо разбираться в пчеловодстве, но и знать свои права и обязанности, изложенные в действующих нормативно-правовых актах. Полезно иметь хотя бы минимум юридических знаний по тем областям законодательства, которые прямо или косвенно относятся к пчеловодству.
Старший советник юстиции
Н.АСТАФЬЕВ,
ж-л «Пчеловодство» №7, 2014 г.