18
Формы медовой кооперации в древней Руси
Опубликовал: Petr_MSФормы медовой кооперации в древней Руси
Бортевое пчеловодство — это промысел с разветвленной структурой, требующий серьезной организации. Бортники осваивали новые территории в дремучих лесах, организуя там новые поселения. Местные племена не всегда встречали их радушно, поэтому первыми формами кооперации были отряды, артели, дружины, так как в одиночку человек мог просто потеряться в лесных дебрях. Да и работать вместе веселее.
Наиболее часто кооперирование проходило по родственной (отец и сыновья, дядя и племянники) или по служебной (стрельцы, пушкари) линии либо по месту проживания — по-соседски, сотоварищи. Такие формы кооперации часто упоминаются в литературных источниках. Из жития Петра и Февронии Муромских можно узнать, что отец и брат Февронии, происходившей из рязанского села Лыскова, были бортниками:
«Яко отец мой и брат древолазы суть, в лесах мед емлют от древа, брат же мой и ныне на такое дело иде, и яко же лезти на древо в высоту через ноги зрети к земле, мыслит аже бы не урватися с высоты, еще кто урветца — сей живота гоизнет». Как видно из этого рассказа, бортный промысел был нелегким и небезопасным для жизни.
Еще больше сведений дают архивные документы. Согласно трем грамотам, жалованным митрополитами Геронтием, Зосимой и Симоном в 1478, 1490 и 1495 гг. соответственно бортнику Семену Улыбашеву с детьми и товарищами, все крестьянские повинности заменяются медовым оброком: 5-6 пудами «меда пресного». В ввозной грамоте 1628 г., выданной князю Григорию Афанасьевичу Мещерскому на владение поместьем отца в селе Руковичи на Орловщине, упоминается, что его крестьянин Силка Копнин с товарищами совместно с крестьянами помещика соседней деревни Долгой «владеют бортными ухожеями Руковицким и Исаковским, в которых пять знамен».
Под бортным угодьем, или ухожаем (ухожеем), надо понимать довольно обширную лесистую область, причем с преобладанием лиственных деревьев. Границы бортных ухожаев были очень неопределенными. Например, ухожай казаков Рыбкина и Воропаева в Желватицкой волости Путивльского уезда находился «на реке на Пеле и вверх по Пслу в урочище по Прилепы и по Биринскую волость и по речке Унеж да по Смердице, и по речке по Судже и на проходах». Из этого описания можно также заключить, что площади ухожаи занимали немалые, тем более что к ним всегда прилегали «бобровые гоны, перевесищи, рыбныя ловли и другие угодья, которые изстари к тем ухожеям по-тягли».
Подобно поместной земле бортные ухожаи делились на жребии и, кроме того, на кабицы — очаги. Писцы отмечали: «А владеют тем бортным ухожеем по кабицам». При этом различали переднюю, заднюю, боковую кабицу. Получается, значительные ухожаи бортники делили по месту нахождения своих куреней, в которых были кабицы.
Позднее бортники составили собственное сословие, о чем упоминается в старинных грамотах, в том числе в Губной грамоте, данной царем Иваном Грозным белозерцам в 1539 г. Бортники имели своих старост, свой суд: бортников могли судить только бортники. Много бортников отважно сражалось в рядах войска Дмитрия Донского на Куликовом поле. А вот в 1606 г. отряд бортников вместе с войсками Лжедмитрия I осаждал Нижний Новгород.
Бортники активно защищали свои интересы. Например, в грамоте XV в. указано, что в тяжбе против Симонова монастыря наряду «с сотским, десятским и кузнецом» участвовал «десятцкой бортной Михалко».
О важном месте, которое занимало бортничество в феодальном хозяйстве Руси, свидетельствует существование не только самих бортников, но и бортных деревень и даже станов. В XIV-XV вв. село Радонежское с окрестными деревнями населяли бортники. Нередко это отражалось в названиях поселений. Так, недалеко от Смоленска стоял город Бортницы. А город Одоев в Тульской земле в летописях именовался Одуев-на-борть. В Орловском уезде в Каменском стане имелась деревня Мценские бортники, а в Корчаковском стане — деревня Медково городище.
Не всегда одинаково и определение слова «бортник». В одних актах так называют слуг феодалов, лишь руководящих бортным промыслом: они, например, привлекают крестьян «на дело», то есть на добывание меда, или «въезжают» для сбора податей в те или иные владения либо «ведают» бортными землями князя. Однако в большинстве источников под бортниками подразумеваются люди, отличающиеся от остальных крестьян специализацией на медовом промысле и выплачивающие налоги медом и, по-видимому, воском.
Бортевые угодья составляли и одну из важнейших арендных статей. Многие люди занимались исключительно этим промыслом, но не имели собственных бортевых угодий.
К сожалению, очень мало известно о планировании сбора податей и оброков в те времена. Государственную подать с IX-X вв. и вплоть до эпохи императора Петра I нередко взимали вещами, а не деньгами. Из разных мест шли в столицу обозы с медом, воском, шкурами и прочими товарами или с оброком. Это называлось «возить повоз».
Мед и воск часто входили в состав натурального оброка. Оброк медовый и мед оброчный упоминаются в грамотах великих князей Ивана Калиты и Ивана Ивановича. С бортным промыслом связана и такая крестьянская повинность, как медовая десятина и другие.
В некоторых частях страны в разное время существовали и иные формы кооперации в пчеловодстве: совместное владение угодьями и сообща (вопче), сябры, церковные (медовые) братства, купеческие (медовые) братства, побратимства по улью и т.д.
Записи курских писцовых книг свидетельствуют, что бортник Якушко Петров сын Изонин в 1623 г. дал церкви Дмитрия Солунского в Рыльском уезде «дуб бортный старые дели во всю волость, пока место его ухожей», а в ней без пчел пять деревьев, они имеют знамя с рисунком «белки с приметком», а именно к рисунку белки добавлены крест и уруб. Эти записи подтверждают не только древнее происхождение знамени, но и то, что вначале угодье было общинным — волостным. Согласно переписным книгам и другим материалам первой четверти XVII в. оброчные бортники-волощане пользовались своими угодьями сообща.
Из псковской судной грамоты известно, что бортные леса принадлежали нескольким собственникам — сябрам. Их еще называли дольниками, потужниками, соучастниками, товарищами. Таким образом, сябры — это категория людей, совместно владеющая и использующая промысловые угодья и средства производства. Например, в 1529 г. сябрами могли быть и крестьяне, и лица духовного сословия, и купцы.
К благоприятным для распространения пчеловодного промысла условиям следует отнести и существовавший на западных границах Русского государства и в Литве оригинальный обычай побратимства по улью. Он происходил от предрассудка, что продавать пчел нельзя: рой надо подарить или продать всю пасеку. Пасеки разводили дарением роев с условием, что дарящий и получающий становятся друзьями, которые должны во всем друг другу помогать и не говорить друг про друга ни одного плохого слова.
Пчеловод, получивший рой, считал крылатых тружениц своей собственностью. Теперь пчелы принадлежали обоим хозяевам, и потому новые рои, равно как мед и воск, а также и расходы делились поровну. Подобные отношения поддерживались много лет, раздел наступал по обоюдному желанию. Иногда одним ульем владели три и даже четыре хозяина.
В Юго-Западной Руси были развиты церковные братства. Их тоже называли медовыми, поскольку в праздники служители церкви сходились на беседы и пили мед, который по древнему обычаю варили накануне. Причем в беседе могли участвовать и посторонние. При церковных братствах существовали бортные угодья и пасеки. Уставной грамотой подтверждалось право виленских православных купцов на свое братство с медовыми складами и обращением доходов в пользу церкви.
В вотякских (удмуртских) деревнях редко встречались хозяева, владеющие исключительно своей пасекой. Обычно пять-восемь человек договаривались завести пчел, и если у кого-нибудь из них была старая колода (впоследствии этот человек считался старшиной компании), то весной ее вместе отвозили в лес и, помолившись, подвязывали к дереву. Осенью после окончания полевых работ всей компанией отправлялись в лес и, помолившись, делали подлаз — подрезали мед. Самый лучший мед клали на блюдо, а остальное делили между собой. Приехав домой, сперва все молились и затем по очереди подходили к блюду, брали ложками немного меда и мазали себе голову и бороду, а потом начинался пир. К зиме колоды вывозили из леса к пайщику, умеющему ухаживать за пчелами, или к старшине.
Кооперация бортников способствовала развитию и процветанию медового промысла, приумножению природных богатств нашей страны. Активное развитие пчеловодной кооперации в России началось лишь после Октябрьской революции и продолжается до настоящего времени.
В.П.НАУМКИН,
доктор сельскохозяйственных наук,
профессор
ФГБОУ ВО «Орловский ГАУ»
ж-л «Пчеловодство» №4, 2018 г.