О пасеке

Пчеловодство, разведение и содержание пчел. Пчелы и здоровье. Огород, сад, дача.

Май, 2018
18

Формы медовой кооперации в древней Руси

Опубликовал: Petr_MS

Формы медовой кооперации в древней Руси

Бортевое пчеловодство

Бортевое пчеловодство — это промысел с разветвленной структурой, требующий серьезной организации. Бортники осваивали новые территории в дремучих лесах, организуя там новые поселения. Местные племена не всегда встречали их радушно, поэтому первыми формами кооперации были отряды, артели, дружины, так как в одиночку человек мог просто потеряться в лесных дебрях. Да и работать вместе веселее.

Наиболее часто кооперирование проходило по родственной (отец и сыновья, дядя и племянники) или по служебной (стрельцы, пушкари) линии либо по месту проживания — по-соседски, сотоварищи. Такие формы кооперации часто упоминаются в литературных источниках. Из жития Петра и Февронии Муромских можно узнать, что отец и брат Февронии, происходившей из рязанского села Лыскова, были бортниками:

«Яко отец мой и брат древолазы суть, в лесах мед емлют от древа, брат же мой и ныне на такое дело иде, и яко же лезти на древо в высоту через ноги зрети к земле, мыслит аже бы не урватися с высоты, еще кто урветца — сей живота гоизнет». Как видно из этого рассказа, бортный промысел был нелегким и небезопасным для жизни.

Еще больше сведений дают архивные документы. Согласно трем грамотам, жалованным митрополитами Геронтием, Зосимой и Симоном в 1478, 1490 и 1495 гг. соответственно бортнику Семену Улыбашеву с детьми и товарищами, все крестьянские повинности заменяются медовым оброком: 5-6 пудами «меда пресного». В ввозной грамоте 1628 г., выданной князю Григорию Афанасьевичу Мещерскому на владение поместьем отца в селе Руковичи на Орловщине, упоминается, что его крестьянин Силка Копнин с товарищами совместно с крестьянами помещика соседней деревни Долгой «владеют бортными ухожеями Руковицким и Исаковским, в которых пять знамен».

Под бортным угодьем, или ухожаем (ухожеем), надо понимать довольно обширную лесистую область, причем с преобладанием лиственных деревьев. Границы бортных ухожаев были очень неопределенными. Например, ухожай казаков Рыбкина и Воропаева в Желватицкой волости Путивльского уезда находился «на реке на Пеле и вверх по Пслу в урочище по Прилепы и по Биринскую волость и по речке Унеж да по Смердице, и по речке по Судже и на проходах». Из этого описания можно также заключить, что площади ухожаи занимали немалые, тем более что к ним всегда прилегали «бобровые гоны, перевесищи, рыбныя ловли и другие угодья, которые изстари к тем ухожеям по-тягли».

Подобно поместной земле бортные ухожаи делились на жребии и, кроме того, на кабицы — очаги. Писцы отмечали: «А владеют тем бортным ухожеем по кабицам». При этом различали переднюю, заднюю, боковую кабицу. Получается, значительные ухожаи бортники делили по месту нахождения своих куреней, в которых были кабицы.

Позднее бортники составили собственное сословие, о чем упоминается в старинных грамотах, в том числе в Губной грамоте, данной царем Иваном Грозным белозерцам в 1539 г. Бортники имели своих старост, свой суд: бортников могли судить только бортники. Много бортников отважно сражалось в рядах войска Дмитрия Донского на Куликовом поле. А вот в 1606 г. отряд бортников вместе с войсками Лжедмитрия I осаждал Нижний Новгород.

Бортники активно защищали свои интересы. Например, в грамоте XV в. указано, что в тяжбе против Симонова монастыря наряду «с сотским, десятским и кузнецом» участвовал «десятцкой бортной Михалко».

О важном месте, которое занимало бортничество в феодальном хозяйстве Руси, свидетельствует существование не только самих бортников, но и бортных деревень и даже станов. В XIV-XV вв. село Радонежское с окрестными деревнями населяли бортники. Нередко это отражалось в названиях поселений. Так, недалеко от Смоленска стоял город Бортницы. А город Одоев в Тульской земле в летописях именовался Одуев-на-борть. В Орловском уезде в Каменском стане имелась деревня Мценские бортники, а в Корчаковском стане — деревня Медково городище.

Не всегда одинаково и определение слова «бортник». В одних актах так называют слуг феодалов, лишь руководящих бортным промыслом: они, например, привлекают крестьян «на дело», то есть на добывание меда, или «въезжают» для сбора податей в те или иные владения либо «ведают» бортными землями князя. Однако в большинстве источников под бортниками подразумеваются люди, отличающиеся от остальных крестьян специализацией на медовом промысле и выплачивающие налоги медом и, по-видимому, воском.

Бортевые угодья составляли и одну из важнейших арендных статей. Многие люди занимались исключительно этим промыслом, но не имели собственных бортевых угодий.

К сожалению, очень мало известно о планировании сбора податей и оброков в те времена. Государственную подать с IX-X вв. и вплоть до эпохи императора Петра I нередко взимали вещами, а не деньгами. Из разных мест шли в столицу обозы с медом, воском, шкурами и прочими товарами или с оброком. Это называлось «возить повоз».

Мед и воск часто входили в состав натурального оброка. Оброк медовый и мед оброчный упоминаются в грамотах великих князей Ивана Калиты и Ивана Ивановича. С бортным промыслом связана и такая крестьянская повинность, как медовая десятина и другие.

В некоторых частях страны в разное время существовали и иные формы кооперации в пчеловодстве: совместное владение угодьями и сообща (вопче), сябры, церковные (медовые) братства, купеческие (медовые) братства, побратимства по улью и т.д. 

Записи курских писцовых книг свидетельствуют, что бортник Якушко Петров сын Изонин в 1623 г. дал церкви Дмитрия Солунского в Рыльском уезде «дуб бортный старые дели во всю волость, пока место его ухожей», а в ней без пчел пять деревьев, они имеют знамя с рисунком «белки с приметком», а именно к рисунку белки добавлены крест и уруб. Эти записи подтверждают не только древнее происхождение знамени, но и то, что вначале угодье было общинным — волостным. Согласно переписным книгам и другим материалам первой четверти XVII в. оброчные бортники-волощане пользовались своими угодьями сообща.

Из псковской судной грамоты известно, что бортные леса принадлежали нескольким собственникам — сябрам. Их еще называли дольниками, потужниками, соучастниками, товарищами. Таким образом, сябры — это категория людей, совместно владеющая и использующая промысловые угодья и средства производства. Например, в 1529 г. сябрами могли быть и крестьяне, и лица духовного сословия, и купцы.

К благоприятным для распространения пчеловодного промысла условиям следует отнести и существовавший на западных границах Русского государства и в Литве оригинальный обычай побратимства по улью. Он происходил от предрассудка, что продавать пчел нельзя: рой надо подарить или продать всю пасеку. Пасеки разводили дарением роев с условием, что дарящий и получающий становятся друзьями, которые должны во всем друг другу помогать и не говорить друг про друга ни одного плохого слова.

Пчеловод, получивший рой, считал крылатых тружениц своей собственностью. Теперь пчелы принадлежали обоим хозяевам, и потому новые рои, равно как мед и воск, а также и расходы делились поровну. Подобные отношения поддерживались много лет, раздел наступал по обоюдному желанию. Иногда одним ульем владели три и даже четыре хозяина.

В Юго-Западной Руси были развиты церковные братства. Их тоже называли медовыми, поскольку в праздники служители церкви сходились на беседы и пили мед, который по древнему обычаю варили накануне. Причем в беседе могли участвовать и посторонние. При церковных братствах существовали бортные угодья и пасеки. Уставной грамотой подтверждалось право виленских православных купцов на свое братство с медовыми складами и обращением доходов в пользу церкви.

В вотякских (удмуртских) деревнях редко встречались хозяева, владеющие исключительно своей пасекой. Обычно пять-восемь человек договаривались завести пчел, и если у кого-нибудь из них была старая колода (впоследствии этот человек считался старшиной компании), то весной ее вместе отвозили в лес и, помолившись, подвязывали к дереву. Осенью после окончания полевых работ всей компанией отправлялись в лес и, помолившись, делали подлаз — подрезали мед. Самый лучший мед клали на блюдо, а остальное делили между собой. Приехав домой, сперва все молились и затем по очереди подходили к блюду, брали ложками немного меда и мазали себе голову и бороду, а потом начинался пир. К зиме колоды вывозили из леса к пайщику, умеющему ухаживать за пчелами, или к старшине.

Кооперация бортников способствовала развитию и процветанию медового промысла, приумножению природных богатств нашей страны. Активное развитие пчеловодной кооперации в России началось лишь после Октябрьской революции и продолжается до настоящего времени.

В.П.НАУМКИН,
доктор сельскохозяйственных наук,
профессор
ФГБОУ ВО «Орловский ГАУ»
ж-л «Пчеловодство» №4, 2018 г.

Понравилась статья? Расскажите друзьям:

Общайтесь со мной:

Google Bookmarks Digg Reddit del.icio.us Ma.gnolia Technorati Slashdot Yahoo My Web News2.ru БобрДобр.ru RUmarkz Ваау! Memori.ru rucity.com МоёМесто.ru Mister Wong

Хотите получать новые статьи на почту? Введите свой Email

 

 

«С этой статьей также смотрят:»

Ваш отзыв


    Обо мне

    E-mail: petr9921()yandex.ru

    Skype: Petr_MS