О пасеке

Пчеловодство, разведение и содержание пчел. Пчелы и здоровье. Огород, сад, дача.

Март, 2013
19

Возможности ульетерапии для оздоровления детей

Опубликовал: Petr_MS

Ульетерапия — направление апитерапии, базирующееся на близком контакте пациента и пчелиных семей. В этом контексте понятие «ульетерапия» можно рассматривать не только как целебный сон на ульях-лежанках, но и как пребывание вблизи улья, прислонение спиной к стенке улья.

Любой пчеловод, постоянно контактирующий с пчелиными семьями, наблюдающий за их жизнедеятельностью, находится в зоне их биополя и подвергается воздействию комплекса целебных факторов. Мое первое знакомство с ульетерапией состоялось более 30 лет назад на пасеке деда, страстного пчеловода, мудреца и альтруиста. В памяти остались два ярких эпизода.

...На пасеку прибегает измученная молодая соседка с истошно кричащим младенцем на руках. Она рассказывает, что в течение всех четырех месяцев своей жизни ребенок засыпает не более чем на полчаса, постоянно беспокоится и плачет, отказывается от груди. Усилия медиков к улучшению не привели. А у матери на фоне постоянного стресса и недосыпания становится все меньше грудного молока. Дед принял у матери кричащий сверток и со словами: «Ничего-ничего, пчелки убаюкают! » — осторожно положил его в картонную коробку, прикрыл марлей и поставил на улей. Буквально через 2-3 минуты ребенок затих и спокойно уснул на целых 4 часа! А молодую мамашу дед напоил фирменным сбитнем, усадил спиной к теплой стенке улья, наказал выкинуть все беспокойство из головы и сердца и просто наблюдать за пчелками. Всего двухнедельного курса ульетерапии хватило, чтобы у матери восстановилась лактация, а оба они — и мать и дитя — стали жизнерадостными и благополучными.

Второй случай произошел с нашим задиристым котом Григорием. После очередной схватки с соседским петухом кот едва не лишился глаза. Рана была обработана, наложена повязка, но надежды на благополучный исход почти не было. И тут случилось невероятное. Кот, который недолюбливал пчел и всегда обходил пасеку, в этот раз пришел на нее, улегся на улей и пролежал там сутки. Затем явился на перевязку, пожевал каких-то травок, попил родниковой водички — и снова на улей. Через неделю от раны почти не осталось следа, глаз сохранен, и бодрый, энергичный кот был готов к новым баталиям.

Пребывание на пасеке, контакт с пчелами издавна были известны как мощный фактор восстановления и поддержания здоровья. Однако клиническое подтверждение и научное обоснование ульетерапия получила лишь в начале XXI в., с изменением и расширением отношения к понятию «апитерапия».

1-2 марта 2012 г. в г. Киеве на базе Национального научного центра «Институт пчеловодства им. П.И.Прокоповича» состоялась III Всеукраинская научно-практическая конференция по апитерапии по теме «Ульетерапия. Доказательная медицина и обмен опытом».

Интерес и желание приобщиться к этому направлению апитерапии оказались огромными! В представленных докладах (более 30) и сообщениях было дано научное обоснование метода ульетерапии, представлены результаты клинических испытаний, разработана классификация пчелиных лежанок и домиков, предложено применение их не только в оздоровительных, но и в диагностических целях. Завершала конференцию экскурсия на хутор Чудодеево Житомирской области, где размещено урочище «Пчеландия» с действующими оздоровительными лежанками.

Ульетерапия — идеальный метод оздоровления детей (безопасный, безвредный, гармоничный детскому организму, связанный с положительными эмоциями, доступный, экономически выгодный). Эффективность ульетерапии в детском возрасте намного выше, чем у взрослых, так как дети гораздо ближе к природе.

Основные механизмы ульетерапии, значимые в детском и подростковом возрасте

1. Живое тепло, выделяемое пчелиной семьей. Поддерживается температура тела человека (36°С). Улей-лежанка является теплоносителем с малой теплопроводностью, обеспечивающим тепловой поток небольшой интенсивности, что наиболее оптимально для достижения оздоровительного эффекта, особенно в детском возрасте.

2. Микровибрации, создаваемые взмахами крыльев пчел и их работой в улье. Своеобразный лечебный вибромассаж. Доказано положительное влияние микровибраций на состояние, функционирование, защиту и восстановление всех органов и систем организма. Микровибрации, создаваемые пчелиной семьей, наиболее физиологичны для организма человека (особенно ребенка).

3. Ингаляции ульевого воздуха, наполненного целебным ароматом продуктов пчеловодства (меда, прополиса, воска, перги), а также обогащенного кислородом зеленого покрова пасеки и отрицательно заряженными ионами, образующимися в результате полета пчел. «Ульевой воздух самым благотворным образом воздействует на поддержание в здоровом состоянии сердечнососудистой, пищеварительной и дыхательной систем» (Б.А.Охотский, 1990).

4. Акустическое воздействие — монотонный гул пчелиной семьи. Своеобразная «пчелиная медитация», снимающая усталость. Исследования частотно-волновых характеристик шума, производимого здоровой пчелиной семьей, а также его влияния на структуры головного мозга доказывают релаксирующее, антидепрессивное и гармонизирующее воздействие на психо-эмоциональный статус человека.

Пчеловоды и апитерапевты наряду с продуктами пчеловодства научились использовать для оздоровления и волшебные звуки пчелиной семьи.

5. Взаимодействие биополей пчелиной семьи и человека — коррекция, выравнивание и обогащение биополя человека посредством близкого контакта с мощным биоэнергоинформационным эгрегором пчелиной семьи. Особое место в этом процессе занимает расплод. Существуют исследования, доказывающие сродство биополей человека и пчелы (тем большее, чем ребенок младше).

6. Сенсорно-эмоциональное воздействие. Вид пасеки, пчелы, их деятельность, пчелиные домики, цветущая природа вызывают положительные эмоции у ребенка и выработку эндорфинов, стимулируя его творческие способности, развитие речи и когнитивных функций.

Пребывание в непосредственном контакте с пчелиной семьей и одновременное наблюдение за жизнью пчел — уникальный сеанс психотерапии. Единение с природой переключает сознание и подсознание ребенка на принципиально другой уровень мышления и способствует формированию здорового образа жизни.

Биологическое и терапевтическое воздействие ульетерапии

(подтвержденное длительным клиническим наблюдением с применением лабораторных, инструментальных и статистических исследований)

  1. Сердечнососудистая система: улучшение мозгового и периферического кровообращения; стабилизация артериального давления; улучшение микроциркуляции, укрепление сосудистой стенки.
  2.  Нервная и эндокринная системы: гармонизация баланса симпатической и парасимпатической нервной системы; улучшение показателей нейрогуморальной регуляции; оптимизация обменных процессов.
  3. Дыхательная система: улучшение показателей внешнего дыхания; бронхолитический эффект.
  4. Психоэмоциональная сфера: глубокая релаксация, купирование физической и эмоциональной усталости; наполнение энергией, повышение работоспособности. По полученным данным энергетическое биополе человека после отдыха на улье возрастает в 5 раз; уменьшение стрессорной активности, рациональный баланс процессов возбуждения и торможения за счет оптимального седативного и тонизирующего действия; улучшение когнитивных функций: восприятия, запоминания, общения, способности к обучению; повышение эффективности воспитательного процесса.
  5. Общие эффекты: стимуляция очищения и регенерации тканей; улучшение показателей иммунитета, повышение реактивности и адаптогенности организма, снижение показателей заболеваемости; гармонизация физического, нервно-психического и полового развития.

Показания к применению ульетерапии с лечебной целью

В раннем возрасте

  1. Перинатальное поражение центральной нервной системы и его последствия (гипертензионный синдром, синдром гипервозбудимости, гиперактивности, задержка физического, статико-моторного и нервно-психического развития).
  2. Детский церебральный паралич.
  3. Анемия (в сочетании с внутренним приемом БАПП).
  4. Дизбиоз, функциональное расстройство ЖКТ, синдром мальабсорбации.
  5. Клинические проявления аномалий конституции (диатезы).
  6. Частые и длительные простудные заболевания.
  7. Проблемы кормящей матери (нарушение лактации: гиполактия, лактостаз, гиперлакторея, синдром послеродовой депрессии).

В старшем и подростковом возрасте

  1. Вегетососудистая дистония (цефалгии, кардиалгии, колебания артериального давления, эмоциональная лабильность, вегетативные расстройства внутренних органов).
  2. Заболевания дыхательной системы и ЛОР-органов (бронхиальная астма, состояние реконвалесценции после пневмонии, бронхита, длительный рефлекторный кашель, аденоидные вегетации носоглотки, гипертрофия нёбных миндалин, вазомоторный ринит, синусит).
  3. Заболевания опорно-двигательного аппарата травматического и дистрофического характера (реабилитация после переломов, повреждений связочного аппарата и мышц, остеохондроз, остеохондропатия, реактивный артрит, болезнь Осгуд-Шлеттера, миозит).
  4. Заболевания эндокринной системы (гипоталамический синдром пубертатного периода, ожирение, белково-энергетическая недостаточность, заболевания щитовидной железы, сахарный диабет и нарушение толерантности к глюкозе, угревая болезнь, состояние после облучения).
  5. Заболевания мочеполовой системы (дизметаболические нефропатии, инфекции мочеполовых путей, хронический пиелонефрит, гломерулонефрит, нефроптоз).
  6. Нервно-психические заболевания (патохарактерологическое развитие личности, когнитивные расстройства, агрессивность, расторможенность, аутистическое поведение, неврозы, неврастении, нарушение сна, энурез, синдром хронической усталости).
  7. Иммунодефицитные состояния, нарушения периода адаптации в детских образовательных учреждениях.

С профилактической целью для сохранения и поддержания здоровья и гармоничного развития ульетерапия может быть рекомендована всем детям при отсутствии противопоказаний.

Противопоказания к применению ульетерапии с лечебной целью

Абсолютные

  1. Истинная аллергия к продуктам пчеловодства.
  2. Онкологические заболевания злокачественной природы.
  3. Туберкулез (но не тубинфицированно).
  4. Металлизированные конструкции внутри организма (искусственные суставы, внутричерепные пластины и пр.), кардиостимулятор.

Относительные

  1. Острые инфекционные заболевания.
  2. Лихорадочные состояния.
  3. Новообразования доброкачественной природы.
  4. Крупные конкременты в желчном пузыре и почках.
  5. Выраженный атеросклероз (в детском возрасте практически не встречается).
  6. Патохарактерологическое развитие личности (синдром гиперактивности).

Для повышения эффективности ульетерапии ее желательно проводить на фоне: достаточного питья чистой воды (вода — идеальный проводник и матрица); исключения или ограничения нездоровой пищи, генетически модифицированных продуктов; комплексного использования биологически активных продуктов пчеловодства (внутрь, на кожу и слизистые и пр.).

Ульетерапию в детском возрасте не следует проводить одновременно с физиотерапией, общим массажем, апитоксинотерапией (в день постановки пчел).

Техническое обеспечение

  1. Ульи-лежанки. В детской практике лучше использовать лежанки открытого типа с сетчатым куполом. Ульи-лежанки закрытого типа можно использовать для детей старшего возраста в игровой интерпретации.
  2. Пчелиные биодомики (отдельные специализированные, встроенные в жилое помещение, тент-палатки, домики на платформе с ульями). Особую ценность представляют биодомики для семейной ульетерапии.
  3. Фанерные или картонные контейнеры, помещаемые на улей, с успехом можно использовать для ульетерапии детей раннего возраста.

Для более тесного контакта с пчелиной семьей лежанка прикрывается лишь простыней. При использовании матраса он должен быть изготовлен только из природных материалов (в качестве наполнителя — сено, солома, мох, отруби, древесная стружка). Укрывание одеялом — строго индивидуально, в зависимости от цели.

Для проведения ульетерапии детей должны использоваться специальные чистые светлые костюмы из натуральных тканей, защитные сетки на голову; все металлические аксессуары необходимо снять.

Методика ульетерапии детей

  1. Сеанс — не менее 30 мин, с постепенным увеличением времени пребывания на ульях от 5 мин (от 1-2 ч).
  2. Курс — от 10 до 20 сеансов.
  3. Кратность — ежедневно или через день.
  4. Время проведения — через 2 ч после еды или за 2 ч до еды. Идеальное проведение сеанса — ночью (наиболее сильное энергетическое воздействие за счет присутствия в улье всей пчелиной семьи, соответствие биологическим ритмам).
  5. Сезон — любой. Но самый лучший период—с середины марта до конца сентября (пока есть расплод).
  6. Семейная или групповая ульетерапия — наиболее приемлемый и эффективный вариант для оздоровления детей.

Трудности ульетерапии в детской практике

  1. Шум детей негативно отражается на состоянии пчелиной семьи, ухудшается биоэнергетическое воздействие.
  2. Дети негативно относятся к нахождению в замкнутом, темном пространстве.
  3. Боязнь пчел затрудняет психо-эмоциональный контакт с пчелиной семьей и ослабляет оздоровительный эффект.
  4. Родители и лечащие врачи, не владея информацией об апитерапии и ульетерапии, отрицают возможность их применения у детей.

Выводы

Ульетерапия, как одно из направлений апитерапии положительно влияет на состояние: основных систем жизнеобеспечения организма ребенка, реактивности и иммунологического статуса, адаптационных возможностей, психо-эмоциональной сферы, когнитивных функций.

Это подтверждается результатами сравнительного клинического, инструментального, лабораторного и психологического исследования, а также длительного наблюдения в катамнезе за детьми, регулярно получавшими ульетерапию. Следовательно, ульетерапия в детской практике может с успехом использоваться не только как физиотерапевтическая процедура, но и как способ психосоматической и ментальной биокоррекции.

В.В.СМИРНОВА
Детская поликлиника №6,
г. Воронеж,
ж-л «Пчеловодство» №2, 2013 г.

Сон с пчелами:

Понравилась статья? Расскажите друзьям:

Общайтесь со мной:

Google Bookmarks Digg Reddit del.icio.us Ma.gnolia Technorati Slashdot Yahoo My Web News2.ru БобрДобр.ru RUmarkz Ваау! Memori.ru rucity.com МоёМесто.ru Mister Wong

Хотите получать новые статьи на почту? Введите свой Email

 

 

«С этой статьей также смотрят:»

Ваш отзыв


    Обо мне

    E-mail: petr9921()yandex.ru

    Skype: Petr_MS