13
Пути развития пчеловодства
Опубликовал: Petr_MSПути развития пчеловодства
Государственные органы власти как на федеральном, так и на местном уровне неоднократно упоминали о необходимости развития в России сельского хозяйства, становления и процветания отечественного агропромышленного комплекса посредством насыщения рынка экологически чистыми и доступными продуктами питания и постепенной заменой импорта пищевых продуктов экспортом как статьей дохода государства. Вместе с тем критически важная роль пчел в опылении растений ясна только пчеловодам и аграриям — людям, которые непосредственно связаны с первичным производством и выпуском сельскохозяйственной продукции. Для остальных пчелы лишь помеха на пути к продукции пчеловодства и первостепенная необходимость их разведения непонятна (по различным причинам многие к осам и шершням относятся терпимее, чем к соседским пчелам).
С одной стороны, популяризация пчеловодства должна состоять в проведении разъяснительной и просветительской работы среди населения о необходимости наличия пчел в природе и формировании в массовом сознании положительного образа пчеловодства. С другой стороны, наука и промышленность должны работать на результат — выполнения задач без практической реализации достигнуть невозможно. Также следует учитывать опыт стран, где пчеловоды получают основной доход не столько от реализации меда, сколько по договорам на опыление садов и полей (стоимость продуктов, полученных в результате опыления цветущих деревьев пчелами, в разы превосходит стоимость полученных от пчел меда и воска).
Один из путей плавного развития пчеловодства в сфере общественной жизни — достаточно популярные в последнее время среди жителей больших городов выезды на природу в формате гостевых домиков и проекты так называемых экопоселений. Горожанам предлагают по достойной цене увлекательный активный отдых на природе в экологически чистых районах вдали от промышленных центров, экскурсии, путешествия и проживание в сельской местности (экологический и этнический виды туризма). Это способствует возрождению российской глубинки (в том числе за счет обслуживания туристических групп), повышению деловой активности сельских жителей (рынки сбыта продукции) и снижению изолированности сел и деревень. Отдельные примеры подобных зон отдыха уже представлены частными приусадебными хозяйствами и показывают свою экономическую состоятельность, но их массовая организация и развитие невозможны без прямой заинтересованности администраций муниципальных образований.
Как показывают рыночные, социальные и геополитические тенденции, будущее пчеловодства в России не может быть только за ведомственными, промышленными и частными крупными (более 100 семей) или только за индивидуальными малыми пасеками, всегда будет существовать определенная пропорция между этими двумя типами хозяйствования, дополняющими друг друга. Первое удовлетворяет потребность в валовом продукте (насыщение внутреннего рынка через сетевые гипермаркеты, экспорт), а второе специализируется, например, на отдельных лечебных сортах меда. Товарная ценность различных медов не равнозначна и очевидно, что наряду с необходимостью наличия крупных пчеловодческих хозяйств весьма заманчива организация малых личных пасек в рамках сельских поселений как основного средства опыления выращиваемых сельскохозяйственных культур и дополнительного источника дохода сельских жителей от реализации продуктов пчеловодства (компонент рациона туристов и сувенирная продукция).
Любая деятельность должна прежде всего приносить достаточную и адекватную прибыль производителю, но с точки зрения рынка вполне логична и понятна практика оптовой закупки меда по цене ниже рыночной для последующей его перепродажи в дальних точках сбыта. Зачастую это происходит либо при насыщенности местного рынка, либо при физическом отсутствии возможности сбыта продукции, но данная практика приводит более к развитию торговых сетей, нежели производства, что в итоге ведет к затуханию отрасли. Поэтому всесторонне продуманная организация пасек вблизи рассматриваемых зон отдыха помимо экскурсионной функции ознакомления с сельской жизнью может способствовать здоровой коммерциализации. То есть пчеловоды не тратят время на торговлю на рынке и реализуют продукцию по договорным ценам прямо на месте, что сводит к минимуму накладные расходы и частично нивелирует проблему, когда один участник торговли хочет получить за свой товар побольше, а другой — дать поменьше. Кроме того, уменьшается риск порчи товара от несоблюдения условий хранения на складе или при пересылке.
Вместе с тем следует учитывать факт того, что пчеловодство в России сталкивается с большим количеством трудностей. Непосредственно продукты пчеловодства уже не играют такой важной роли в жизни человека, как раньше, полностью проигрывая борьбу за покупателя с товарами, которые целенаправленно удовлетворяют аналогичные потребности. Как продукт ежедневного употребления мед потерял свою ценность — в качестве подсластителей пищевая промышленность предлагает более конкурентные товары (сахар и ксилит), а лекарственная продукция фармацевтических фирм более предпочтительна по эффективности, быстродействию и доступности. Как вспомогательное лекарственное средство (в том числе диетическое или витаминизированное питание, средство в косметологии) мед употребляет только незначительная часть людей.
Следует понимать, что в условиях рыночной экономики товар стоит не столько, сколько за него просят или сколько стоит процесс производства, а столько, сколько за него дают, и это особенно заметно на примере продукции, сельскохозяйственной отрасли. Учитывая территориальную отдаленность поселений (повышенные накладные расходы), непредсказуемые погодные, климатические и эпидемиологические факторы, нестабильный рынок сбыта и непродуманную политику ценообразования, отсутствие развитой инфраструктуры (за исключением, может быть, двух десятков крупных городских агломератов), отсутствие четкой таможенной и законодательной политики государства, сельское хозяйство в большинстве регионов России (особенно на территориях рискованного и ограниченного земледелия) — дотационная отрасль, которая не часто может преодолеть порог самоокупаемости.
Следует помнить о человеческом факторе — периоды активной работы требуют повышенной физической нагрузки, а комплексное оснащение хозяйств для большинства регионов России на данном этапе нереально. Следует отметить, что даже в местностях, где сосредоточены достаточно большие медоносные ресурсы, сбор нектара с единицы площади весьма нестабилен и территориально ограничен. Поэтому многочисленные частные пасеки не приносят заметную прибыль и пчеловодам-любителям необходим сторонний доход, а пчеловодство рассматривается как увлечение. В этом случае организация пасеки как части туристической программы, рассчитанной на определенную периодичность посещения, является идеальным вариантом.
Также нужно отметить, что для популяризации пчеловодства грамотная образовательная политика лучше, чем открытая агитация. Вместе с тем массовая литература и электронные ресурсы по пчеловодству ориентированы не на профессиональное систематизированное обучение, а на обмен опытом и идеями различной степени значимости и правильности и только запутывают начинающих пчеловодов. Но с другой стороны, имеющаяся специализированная учебная литература носит либо научный, либо общеобразовательный характер, тогда как часто требуется именно «инструкция в картинках», наглядно показывающая эффективные и полезные приемы и методы практической работы.
А.А. БЕЛОЗЕРОВ
Ленинградская обл.
ж-л «Пчеловодство» №5, 2014 г.