О пасеке

Пчеловодство, разведение и содержание пчел. Пчелы и здоровье. Огород, сад, дача.

Июль, 2016
21

Охота за медом

Опубликовал: Petr_MS




Охота за медом

Развитие пчеловодства условно разделяют на несколько этапов. Самый древний из них — примитивное пчеловодство. Человек случайно находил мед диких пчел в расщелинах скал и дуплах деревьев, затем постепенно перешел к охоте за ним, нередко ориентируясь по следам зверей и птиц. Выследив пчел, разорял их гнездо и забирал мед. Естественно, большого ущерба общей численности пчел такая охота нанести не могла, поскольку в то время количество их измерялось миллионами.

Что мы знаем о первых охотниках за медом? Немного. Так, из Нового Завета известно, что Иоанн Креститель долгое время жил в пустыне, питаясь саранчой и диким медом.

У многих австралийских племен пчеловодство связано с Байаме — учителем новичков, проходящих суровые испытания. Согласно мифам, Байаме искал дикий мед, следуя за пчелой, к ноге которой привязал птичье перо.

Любопытно, но в Америке пчел не было до тех пор, пока на континент не прибыли первые европейские поселенцы. Пчелы стали роиться, рои улетать. Индейцы часто узнавали о приближении белого человека по пчелам. Местные жители называли пчелу мухой белого человека. Охота за медом описана Ф.Купером в романе «Прерия» (1827). Охотник поймал пчелу, привязал к ней белое перышко, а затем стал следить за ней, чтобы она привела его к гнезду. Похоже на действия Байаме не правда ли?

Со временем изображения охотников за медом и вьющихся вокруг них потревоженных пчел были открыты в пещерах, расположенных на территории многих стран. Возраст этих рисунков относится к последнему ледниковому периоду (18-11 тыс. лет до н. э.).

Изучение участков наскальной живописи в Испании показало, что из 7 тыс. распознаваемых фигур — 247 насекомых, большинство из них можно считать пчелами. Сцены собирания меда всегда окрашены, объединяют одну или несколько маленьких естественных впадин или отверстий, подобных клубку в вертикальной поверхности скалы. Пчелы, изображенные маленькими пересечениями, точками либо структурированными каплями, обычно намного больше относительно других фигур. Возможно, рисунки имели ритуальное значение или иллюстрировали какие-то события. В пещере Альтамира древний художник нарисовал пчелиные соты и лестницы, предназначенные для охоты за медом. На рисунке из Аранской пещеры, относящемуся к эпохе палеолита (более 15 тыс. лет назад), два человека на веревках забрались к небольшому отверстию в скале и достают оттуда пчелиный сот. Над людьми летают пчелы.

Еще один наскальный рисунок, возрастом примерно в 10 тыс. лет, обнаружен на территории Национального парка «Какаду» (Австралия). На нем люди добывают мед с помощью каменных топориков. Парочка людей, держащих в руках сот и окруженных пчелами, изображена и в пещере на севере Южной Африки. На одном из рисунков, найденных в Родезии (с 1980 г. — Зимбабве), охотник с факелом находится у гнезда диких пчел.


В некоторых уголках нашей планеты люди до сих пор охотятся за медом. Пчелы в Африке распространены повсеместно и скорее продолжают служить предметом охоты, а не разведения. Примитивной добычей меда занимаются некоторые полукочевые племена. Они находят гнезда пчел по полету птицы медоуказчика, делают метки в виде рисунков на стволах деревьев и в конце лета приходят за медом.

Обитающие в Африке и Азии птицы медоуказчики получили такое название благодаря способности находить пчелиное гнездо и приводить к ним охотника. Обнаружив гнездо, птица привлекает к нему внимание громким своеобразным криком. Часто охотником оказывается не только человек, но и барсук-медоед, помогают медоуказчикам некоторые обезьяны (павианы и бабуины), мангусты. Люди в благодарность оставляют птицам часть сотов, которыми те питаются. Существует поверье, что если этого не сделать, то птица отомстит и в следующий раз приведет человека не к гнезду, а в пасть к крокодилу или в болото с ядовитыми змеями.

В кенийских горах Ндото неподалеку от озера Рудольф нашло убежище загадочное племя ндоробо. Эти низкорослые, миролюбивые люди существуют исключительно благодаря охоте и пчеловодству. В свое время английские колонизаторы запретили ндоробо заниматься охотой под страхом тюрьмы или принудительных работ. Им разрешили только собирать мед и заводить ульи (борти) в лесных лощинах и саванне.

Вот как описывает путешественник встречу гостей в племени: «На большом камне, лежавшем на нашем пути, мы увидели половину страусиного яйца, доверху наполненного медом. В скорлупе был, по меньшей мере, килограмм нектара. Пей мед. Если не выпьешь меда, ндоробо решат, что мы не верим им, не хотим их угощения, и тоже будут недоверчивы к нам». Мед ндоробо собирают в большие бочки, сделанные из выдолбленных стволов. Сверху вместо крышки они покрыты буйволовой кожей. «Бочки были огромные, килограммов на сто. Ндоробо заливают кожу смолой так, чтобы из бочки ничего не вытекло, и спускают с гор вниз для продажи. В установленном месте, где обычно всегда происходит сделка, ндоробо оставляют бочки, а рядом с ними завернутые в листья образцы товаров, которые хотят получить снизу: соль, муку, бобы, спички, бусы, железные наконечники стрел. Продавцы по опыту знают, сколько каждого товара ждут от них ндоробо. Они забирают мед, а рядом с образцами выкладывают камешки. По количеству этих камешков ндоробо узнают, через сколько дней партнеры принесут им в это же место нужные товары».

По потреблению меда на душу населения — 4 кг в год — Мадагаскар занимает одно из первых мест в мире. Мике — так называют жители Мадагаскара одну из многочисленных этнических групп, населяющих труднодоступную равнину на юго-западном побережье острова. Хотя внешне мике и похожи на малагасийцев, но ведут совершенно отличный от них, замкнутый образ жизни: не вступают в непосредственный контакт с местным населением, не имеют понятия о деньгах. В обмен на дикий мед, который мике собирают и оставляют в строго определенном месте, они получают посуду, ножи и другую домашнюю утварь. Живут мике в хижинах, сплетенных из веток колючего кустарника, кланами по 10-15 человек. Огонь добывают первобытным способом. В их меню входят мед, черепахи, ежи, птицы, съедобные корневища. Воду в этом засушливом краю заменяет сок клубней лиан.

В Камбодже обитает самая маленькая на земном шаре пчела Apis florea. Она строит единственный сот, не превышающий размера 10×15 см. Затем рой постепенно вырастает до диаметра 25 см. Пчела достаточно боязливая, рой улетает при малейшей опасности и не возвращается назад, несмотря на то, что в соте остались мед и расплод.

Охотники обычно поедают мед вместе с расплодом или продают за несколько долларов, что приводит к значительному истреблению A. florea. Правда, камбоджийская легенда гласит, что рой, расположенный перед домом, приносит богатство. Продать его — значит отказаться от счастья, подаренного судьбой.

В этой стране можно встретить и самую большую пчелу в мире A. dorsata. Высота ее единственного сота достигает 2 м, ширина — 1 м. A. dorsata способна быстро его восстанавливать.

Камбоджийцы боятся A. dorsata. Они считают, что если одна из них ужалит в голову, то волосы в этом месте побелеют. Поскольку мед находится в верхней части сота, то охотники вынуждены уничтожать семью, чтобы забрать его. Много меда теряется в связи с трудностями сбора. Часто люди срубают дерево и зажигают гнилушки, чтобы разогнать пчел и получить мед. Добытый мед после тщательной фильтрации помещают в пластиковые бутылки или продают прямо в емкости, в которую его собирали, с большим количеством мертвых пчел. В основном мед как подсластитель добавляют в рис или пшеничную муку, иногда в кофе.

За медом A. dorsata охотятся и гурунги, населяющие южные склоны Аннапурны (горный массив в Гималаях) на высоте 1-2 тыс. м. Технология очень простая, однако опасная. У основания скалы разжигают костер, чтобы дым мог разогнать пчел из сотов. Лестницу из коры бамбука, смоченную для гибкости водой, привязывают к деревьям на утесе так, чтобы она свисала с вершины. По этой лестнице к гнезду спускается сборщик, держа в руке бамбуковый шест длиной около 3 м. На одном конце шеста закреплено острое деревянное лезвие, на другом — шнур, свисающий с вершины утеса. Соты, срезанные сборщиком, люди, стоящие внизу, ловят в корзину, спускаемую с помощью веревок. Случалось, охотник падал с лестницы и разбивался насмерть.

Основной источник существования племени гваяков, живущего в парагвайских джунглях, — добыча меда и воска диких пчел. Племя онжи, обитающее на затерявшихся в восточной части Индийского океана Андаманских островах, занимается собирательством и охотой, в том числе за медом диких пчел.

Остатки примитивного пчеловодства сохранились и в Македонии (часть территории бывшей Югославии). В окрестностях деревни Бекирлия во множестве расщелин живут пчелы. Чтобы добыть мед, сборщики спускаются с помощью веревок к пчелиным гнездам. Специальными ножами они подрезают 3-4 сота с медом и пчелами, обматывают их тряпками и, несмотря на многочисленные ужаления, переносят в деревню. Там пчел пересаживают в ульи, устроенные в каменных оградах из плит размером 40×40 см (внутреннюю поверхность плит предварительно обрабатывают воском). Мед у переселенных семей отбирают летом по мере необходимости для собственного потребления.

Пчеловодство издавна было любимым занятием в нашей стране. На склонах Алтайских гор возле Телецкого озера и на берегах Енисея археологи нашли наскальные рисунки, изображающие охоту на пчел. Еще в начале прошлого века жители Южного Урала и Алтая охотились за медом следующим образом. Зная, что дикие пчелы ощущают недостаток минеральных элементов и солей, люди разжигали костры и клали в них кости животных. На остывшее пепелище прилетали пчелы. Охотники посыпали крылатых тружениц мукой, чтобы было лучше следить за ними. Иногда гнездо обнаруживали сразу, а иногда костер приходилось переносить 3-4 раза. Да и в настоящее время сохранились отголоски примитивного пчеловодства. Например, в Башкирии опытные охотники часто ищут диких пчел методом «тропления» медведей. Лохматый любитель меда, обходя лес, повреждает кору на деревьях с пчелами. Охотники идут по следам медведя, находят эти деревья и используют пчелиные семьи и мед по своему усмотрению.

В.П.НАУМКИН
г. Орел
ж-л «Пчеловодство» №5, 2016 г.





Организация и оборудование любительской пасеки
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Понравилась статья? Расскажите друзьям:

Общайтесь со мной:

Google Bookmarks Digg Reddit del.icio.us Ma.gnolia Technorati Slashdot Yahoo My Web News2.ru БобрДобр.ru RUmarkz Ваау! Memori.ru rucity.com МоёМесто.ru Mister Wong

Хотите получать новые статьи на почту? Введите свой Email

 

 

«С этой статьей также смотрят:»

Ваш отзыв


    Обо мне

    E-mail: petr9921()yandex.ru

    Skype: Petr_MS

    HitMeter - счетчик посетителей сайта, бесплатная статистика