21
Охота за медом
Опубликовал: Petr_MSОхота за медом
Развитие пчеловодства условно разделяют на несколько этапов. Самый древний из них — примитивное пчеловодство. Человек случайно находил мед диких пчел в расщелинах скал и дуплах деревьев, затем постепенно перешел к охоте за ним, нередко ориентируясь по следам зверей и птиц. Выследив пчел, разорял их гнездо и забирал мед. Естественно, большого ущерба общей численности пчел такая охота нанести не могла, поскольку в то время количество их измерялось миллионами.
Что мы знаем о первых охотниках за медом? Немного. Так, из Нового Завета известно, что Иоанн Креститель долгое время жил в пустыне, питаясь саранчой и диким медом.
У многих австралийских племен пчеловодство связано с Байаме — учителем новичков, проходящих суровые испытания. Согласно мифам, Байаме искал дикий мед, следуя за пчелой, к ноге которой привязал птичье перо.
Любопытно, но в Америке пчел не было до тех пор, пока на континент не прибыли первые европейские поселенцы. Пчелы стали роиться, рои улетать. Индейцы часто узнавали о приближении белого человека по пчелам. Местные жители называли пчелу мухой белого человека. Охота за медом описана Ф.Купером в романе «Прерия» (1827). Охотник поймал пчелу, привязал к ней белое перышко, а затем стал следить за ней, чтобы она привела его к гнезду. Похоже на действия Байаме не правда ли?
Со временем изображения охотников за медом и вьющихся вокруг них потревоженных пчел были открыты в пещерах, расположенных на территории многих стран. Возраст этих рисунков относится к последнему ледниковому периоду (18-11 тыс. лет до н. э.).
Изучение участков наскальной живописи в Испании показало, что из 7 тыс. распознаваемых фигур — 247 насекомых, большинство из них можно считать пчелами. Сцены собирания меда всегда окрашены, объединяют одну или несколько маленьких естественных впадин или отверстий, подобных клубку в вертикальной поверхности скалы. Пчелы, изображенные маленькими пересечениями, точками либо структурированными каплями, обычно намного больше относительно других фигур. Возможно, рисунки имели ритуальное значение или иллюстрировали какие-то события. В пещере Альтамира древний художник нарисовал пчелиные соты и лестницы, предназначенные для охоты за медом. На рисунке из Аранской пещеры, относящемуся к эпохе палеолита (более 15 тыс. лет назад), два человека на веревках забрались к небольшому отверстию в скале и достают оттуда пчелиный сот. Над людьми летают пчелы.
Еще один наскальный рисунок, возрастом примерно в 10 тыс. лет, обнаружен на территории Национального парка «Какаду» (Австралия). На нем люди добывают мед с помощью каменных топориков. Парочка людей, держащих в руках сот и окруженных пчелами, изображена и в пещере на севере Южной Африки. На одном из рисунков, найденных в Родезии (с 1980 г. — Зимбабве), охотник с факелом находится у гнезда диких пчел.
В некоторых уголках нашей планеты люди до сих пор охотятся за медом. Пчелы в Африке распространены повсеместно и скорее продолжают служить предметом охоты, а не разведения. Примитивной добычей меда занимаются некоторые полукочевые племена. Они находят гнезда пчел по полету птицы медоуказчика, делают метки в виде рисунков на стволах деревьев и в конце лета приходят за медом.
Обитающие в Африке и Азии птицы медоуказчики получили такое название благодаря способности находить пчелиное гнездо и приводить к ним охотника. Обнаружив гнездо, птица привлекает к нему внимание громким своеобразным криком. Часто охотником оказывается не только человек, но и барсук-медоед, помогают медоуказчикам некоторые обезьяны (павианы и бабуины), мангусты. Люди в благодарность оставляют птицам часть сотов, которыми те питаются. Существует поверье, что если этого не сделать, то птица отомстит и в следующий раз приведет человека не к гнезду, а в пасть к крокодилу или в болото с ядовитыми змеями.
В кенийских горах Ндото неподалеку от озера Рудольф нашло убежище загадочное племя ндоробо. Эти низкорослые, миролюбивые люди существуют исключительно благодаря охоте и пчеловодству. В свое время английские колонизаторы запретили ндоробо заниматься охотой под страхом тюрьмы или принудительных работ. Им разрешили только собирать мед и заводить ульи (борти) в лесных лощинах и саванне.
Вот как описывает путешественник встречу гостей в племени: «На большом камне, лежавшем на нашем пути, мы увидели половину страусиного яйца, доверху наполненного медом. В скорлупе был, по меньшей мере, килограмм нектара. Пей мед. Если не выпьешь меда, ндоробо решат, что мы не верим им, не хотим их угощения, и тоже будут недоверчивы к нам». Мед ндоробо собирают в большие бочки, сделанные из выдолбленных стволов. Сверху вместо крышки они покрыты буйволовой кожей. «Бочки были огромные, килограммов на сто. Ндоробо заливают кожу смолой так, чтобы из бочки ничего не вытекло, и спускают с гор вниз для продажи. В установленном месте, где обычно всегда происходит сделка, ндоробо оставляют бочки, а рядом с ними завернутые в листья образцы товаров, которые хотят получить снизу: соль, муку, бобы, спички, бусы, железные наконечники стрел. Продавцы по опыту знают, сколько каждого товара ждут от них ндоробо. Они забирают мед, а рядом с образцами выкладывают камешки. По количеству этих камешков ндоробо узнают, через сколько дней партнеры принесут им в это же место нужные товары».
По потреблению меда на душу населения — 4 кг в год — Мадагаскар занимает одно из первых мест в мире. Мике — так называют жители Мадагаскара одну из многочисленных этнических групп, населяющих труднодоступную равнину на юго-западном побережье острова. Хотя внешне мике и похожи на малагасийцев, но ведут совершенно отличный от них, замкнутый образ жизни: не вступают в непосредственный контакт с местным населением, не имеют понятия о деньгах. В обмен на дикий мед, который мике собирают и оставляют в строго определенном месте, они получают посуду, ножи и другую домашнюю утварь. Живут мике в хижинах, сплетенных из веток колючего кустарника, кланами по 10-15 человек. Огонь добывают первобытным способом. В их меню входят мед, черепахи, ежи, птицы, съедобные корневища. Воду в этом засушливом краю заменяет сок клубней лиан.
В Камбодже обитает самая маленькая на земном шаре пчела Apis florea. Она строит единственный сот, не превышающий размера 10×15 см. Затем рой постепенно вырастает до диаметра 25 см. Пчела достаточно боязливая, рой улетает при малейшей опасности и не возвращается назад, несмотря на то, что в соте остались мед и расплод.
Охотники обычно поедают мед вместе с расплодом или продают за несколько долларов, что приводит к значительному истреблению A. florea. Правда, камбоджийская легенда гласит, что рой, расположенный перед домом, приносит богатство. Продать его — значит отказаться от счастья, подаренного судьбой.
В этой стране можно встретить и самую большую пчелу в мире A. dorsata. Высота ее единственного сота достигает 2 м, ширина — 1 м. A. dorsata способна быстро его восстанавливать.
Камбоджийцы боятся A. dorsata. Они считают, что если одна из них ужалит в голову, то волосы в этом месте побелеют. Поскольку мед находится в верхней части сота, то охотники вынуждены уничтожать семью, чтобы забрать его. Много меда теряется в связи с трудностями сбора. Часто люди срубают дерево и зажигают гнилушки, чтобы разогнать пчел и получить мед. Добытый мед после тщательной фильтрации помещают в пластиковые бутылки или продают прямо в емкости, в которую его собирали, с большим количеством мертвых пчел. В основном мед как подсластитель добавляют в рис или пшеничную муку, иногда в кофе.
За медом A. dorsata охотятся и гурунги, населяющие южные склоны Аннапурны (горный массив в Гималаях) на высоте 1-2 тыс. м. Технология очень простая, однако опасная. У основания скалы разжигают костер, чтобы дым мог разогнать пчел из сотов. Лестницу из коры бамбука, смоченную для гибкости водой, привязывают к деревьям на утесе так, чтобы она свисала с вершины. По этой лестнице к гнезду спускается сборщик, держа в руке бамбуковый шест длиной около 3 м. На одном конце шеста закреплено острое деревянное лезвие, на другом — шнур, свисающий с вершины утеса. Соты, срезанные сборщиком, люди, стоящие внизу, ловят в корзину, спускаемую с помощью веревок. Случалось, охотник падал с лестницы и разбивался насмерть.
Основной источник существования племени гваяков, живущего в парагвайских джунглях, — добыча меда и воска диких пчел. Племя онжи, обитающее на затерявшихся в восточной части Индийского океана Андаманских островах, занимается собирательством и охотой, в том числе за медом диких пчел.
Остатки примитивного пчеловодства сохранились и в Македонии (часть территории бывшей Югославии). В окрестностях деревни Бекирлия во множестве расщелин живут пчелы. Чтобы добыть мед, сборщики спускаются с помощью веревок к пчелиным гнездам. Специальными ножами они подрезают 3-4 сота с медом и пчелами, обматывают их тряпками и, несмотря на многочисленные ужаления, переносят в деревню. Там пчел пересаживают в ульи, устроенные в каменных оградах из плит размером 40×40 см (внутреннюю поверхность плит предварительно обрабатывают воском). Мед у переселенных семей отбирают летом по мере необходимости для собственного потребления.
Пчеловодство издавна было любимым занятием в нашей стране. На склонах Алтайских гор возле Телецкого озера и на берегах Енисея археологи нашли наскальные рисунки, изображающие охоту на пчел. Еще в начале прошлого века жители Южного Урала и Алтая охотились за медом следующим образом. Зная, что дикие пчелы ощущают недостаток минеральных элементов и солей, люди разжигали костры и клали в них кости животных. На остывшее пепелище прилетали пчелы. Охотники посыпали крылатых тружениц мукой, чтобы было лучше следить за ними. Иногда гнездо обнаруживали сразу, а иногда костер приходилось переносить 3-4 раза. Да и в настоящее время сохранились отголоски примитивного пчеловодства. Например, в Башкирии опытные охотники часто ищут диких пчел методом «тропления» медведей. Лохматый любитель меда, обходя лес, повреждает кору на деревьях с пчелами. Охотники идут по следам медведя, находят эти деревья и используют пчелиные семьи и мед по своему усмотрению.
В.П.НАУМКИН
г. Орел
ж-л «Пчеловодство» №5, 2016 г.