О пасеке

Пчеловодство, разведение и содержание пчел. Пчелы и здоровье. Огород, сад, дача.

Май, 2019
16

Алтайские пчелы

Опубликовал: Petr_MS

Медвежий угол

Медвежий угол... Как много смысловых значений, казалось бы, у простого словосочетания. Название это относится ко многим глухим уголкам России. Каждый из таких уголков имеет свою уникальную историю, свою географию, свои характерные черты.

Алтай — самая обширная и высокая горная система Сибири. Нигде не встречается такого большого сплошного горного пространства! Горный Алтай расположен на территории России, Монголии, Китая и Казахстана. Горы принадлежат разным периодам поднятия, что придает неповторимый колорит местным пейзажам и природным сообществам. Чем дальше от главной автомобильной магистрали — Чуйского тракта, тем девственнее реликтовая природа. Один из таких уголков — таежные дебри на стыке Бащелакского, Коксуйского, Коргонского и Тигирекского хребтов. В этих местах проходит граница между Россией и Казахстаном, а также водораздел бассейнов рек Чарыша, Коксу (бассейн Катуни) и Убы (бассейн Иртыша).

Свои очерки и рассказы об этом сказочно-красивом природном уголке председатель Сибирской ассоциации писателей и главный редактор журнала «Сибирские огни» Виталий Иванович Зеленский именовал не иначе как репортажи «Из медвежьего угла» [6].

Сохранившаяся первозданность природы обусловлена не только полным отсутствием дорог, но и наличием охранных территорий Чарышского заказника, Тигирекского заповедника и российско-казахстанского трансграничного биосферного резервата «Большой Алтай», который первым в Азии получил официальное признание ЮНЕСКО.

Климат этих мест имеет свои особенности. Сухой, резко континентальный, свойственный Западносибирской низменности, сменяется более мягким, умеренно континентальным. Осадков выпадает больше, чем на равнине. Зимой температура несколько выше, зато лето более прохладное. Суточные колебания температур тоже не такие резкие.

Благоприятные условия предопределили большое разнообразие флоры и фауны (по количеству видов высших сосудистых растений Алтай уступает лишь субтропикам Кавказа — 1270 против 1500 [3]). В этих местах на высоте 1500 м среди древесных пород преобладает кедр (сосна сибирская), в подлеске наблюдается изобилие ягодных кустарников, а также ивы, спиреи и желтой акации. В горах и долинах рек Ини, Коксу, Коргона, Кумира, Тулаты, Чарыша произрастает около 200 видов диких медоносных и лекарственных растений, очень полезных для человека, поэтому особенно ценится здешний таежный мед.

На затерянных пасеках среди горных систем Коргонского хребта, вершины которого совершенно непроходимы для пчел, сохранилась редчайшая алтайская горнотаежная пчела. Этот медвежий угол изолирован от мира вторым эшелоном гор: с юга от Казахстана — стеной Тигирекского и Коксуйского хребтов; с севера от Солонешенского района и северной части Усть-Канского района — Бащелакским хребтом; с востока от Шебалинского, Онгудайского и Усть-Коксинского районов — Семинским, Теректинским и Катунским хребтами; с запада от Змеиногорского района — Тигирекским хребтом; с северо-запада от Краснощековского района и северо-западной части Чарышского района — западными отрогами Коргонского хребта.

Еще во времена СССР перечисленных территорий коснулась модная волна завоза широко разрекламированных южных пород пчел. В 1990-е годы стало ясно, что привозные пчелы не годятся для длительной и суровой сибирской зимовки, а следовательно, и для полноценного круглогодичного существования. Кроме того, произошел прилив крови привозных пчел к аборигенной пчеле. В результате повсеместной стихийной метизации образовались гибридные пчелы, как правило, с низкой жизнеспособностью. Местные пчеловоды стали зависеть от южных пчелопитомников. Большой зимний отход семей они вынуждены компенсировать закупкой пчелопакетов.

Медвежий угол остался в стороне от этого негативного явления. Стационарные таежные пасеки продолжали жить по старинке, не ведая, что значит плохая зимовка, покупка пчелиных семей или проблемы со сбытом меда. А знатоки, попадая в эти места, безмерно удивлялись темным, приземистым, пушистым пчелам с притуплённым брюшком. Купить пчелиную семью у кержаков-староверов было невозможно. Лишь редким счастливчикам удавалось увезти местный пчелиный рой. Затем, наблюдая за алтайскими пчелами на своих пасеках, они могли убедиться, что лучшей пчелы для Сибири нет.

Но вернемся к описанию медвежьего угла. В условиях повышенной влажности (осадков выпадает 850-1000 мм в год) весной большинство растений развивается необычайно интенсивно. Летом растительность настолько буйная, что продвигаться человеку и крупным животным по травянисто-кустарниковым зарослям весьма трудно. Особенно наглядно прослеживаются эволюционные изменения у насекомоопыляемых цветковых растений. Чтобы выжить в очень суровых горных условиях, цветки для привлечения насекомых-опылителей имеют более яркую окраску и выделяют особенный нектар с неповторимым ароматом.

Соотношение содержания глюкоза—фруктоза—сахароза в нектаре значительно повышается в сторону фруктозы. Относительная сладость фруктозы в 1,7 раза выше сахарозы и в 2,5 раза выше глюкозы. Кроме того, при одинаковой концентрации вязкость раствора фруктозы ниже вязкости растворов сахарозы и глюкозы [1]. Благодаря этому нектар цветковых растений способен выделяться при более низкой температуре, что очень важно при коротком и прохладном горном лете.

Фруктоза усиливает аромат и полезные свойства нектара. А повышенное ее содержание значительно снижает степень кристаллизации меда. Суровая, морозная и очень продолжительная сибирская зима вынуждала колонии алтайской аборигенной пчелы приспосабливаться в процессе эволюции. Зимний корм алтайские пчелы тщательно и интенсивно обрабатывают пищеварительными ферментами. Поэтому ферментативная активность меда очень высокая (диастазное число более 40 ед. Готе). Такой корм пчелы усваивают легче, с меньшими затратами энергии, что помогает благоприятно переносить длительный зимний безоблетный период.

Обладая способностью очень продолжительное время не кристаллизоваться, алтайский горно-таежный мед сохраняет свои уникальные свойства значительно дольше севших медов. Местные пчелы в период медосбора работают на одном виде медоноса, в итоге получается монофлорный мед. В отличие от полифлорного меда он имеет более привлекательный вид благодаря высокой прозрачности (вследствие однородного коэффициента преломления). Особенно полезен алтайский мед в комбинации с настоями, отварами и лекарственными чаями монофлора. Смело можно утверждать, что мед, собранный в местах естественного обитания алтайской горно-таежной пчелы, не имеет себе равных в мире.

Попытки использовать привозных пчел и их помеси для получения этого уникального меда, как правило, заканчиваются неудачей. В отличие от аборигенных пчел привозные особи не могут полностью раскрыть в Сибири весь свой природный потенциал, а некоторые их свойства даже становятся здесь вредными. Такие пчелы плохо переносят длительную зимовку, а у уцелевших и ослабленных семей появляются болезни, период их развития затягивается. В непривычных условиях пчелы начинают усиленно роиться в поздние сроки.

Много летных пчел теряется и в продолжительные периоды межсезонья на весенних и позднелетних медоносах, во время нередких возвратных похолоданий. Такие семьи не способны не только по максимуму работать в очень короткий период главного медосбора, но и обеспечить себя кормовыми запасами на зиму. Хозяевам пасек приходится выполнять довольно трудоемкую дополнительную работу: закармливание семей на зиму сахарным сиропом, что негативно влияет на иммунитет пчел; транспортировка сахара на удаленные и труднодоступные пасеки; чистка опоношенных гнезд во время весенней ревизии и др. Да и мед, полученный от привозных пчел, значительно уступает по качеству меду, собранному аборигенными особями.

В России об алтайском меде впервые узнали в 1812 г. На знаменитую Ирбитскую ярмарку его привезли богатые крестьяне из Ульбинского и Феклисского форпостов. Все 2 тыс. пудов меда, признанного лучшим, они незамедлительно продали с большой выгодой. С тех пор ввоз на Алтай меда из европейской части России прекратился [7]. Вот и появился этот кристально-прозрачный с золотистым оттенком горный эликсир на столе Александра I и называть этот элитный продукт стали сладким золотом Алтая. В XIX в. алтайский мед завоевал и европейский рынок [11].

Темные лесные пчелы (Apis mellifera mellifera L.) проникли в Сибирь самостоятельно, преодолев невысокие лесистые отроги Южного Урала, около 4 тыс. лет назад [4]. В горно-таежных долинах они нашли естественную защиту от холодных ветров и обилие медоносов. Вековые дуплистые кедры дали крылатым труженицам идеальные жилища. Стоит отметить, что в засушливое и жаркое лето пчел выручали медоносы на северных склонах, а в холодное и дождливое — на южных склонах. Кроме того, некристаллизующийся мед пригоден для зимовок.

Уникальные условия способствовали формированию алтайской горно-таежной пчелы [5, 9, 10], отличающейся непревзойденной зимостойкостью, высочайшей продуктивностью по меду и воску, а также устойчивостью к нозематозу и гнильцовым заболеваниям. Эти сказочные места благоприятны не только для пчел, но и для других обитателей, в том числе для местной популяции бурого медведя — большого любителя меда. Около пчелиных гнезд постоянно держатся синицы, дятлы, куницы, мыши, шершни, шмели, осы, муравьи, пауки, восковые огневки. Помимо меда они используют в пищу пергу, воск, а также самих пчел.

Человек издревле тянется к пчелам. Причем его привлекают не только продукты жизнедеятельности медоносных пчел, но и морально-этическая сторона общения с ними. Об этом удивительно точно написали немецкий натуралист Эдмунд Херольд и доктор Карл Вайс:

«В результате профессиональных проблем, перенапряжения и стресса современный человек страдает нервными расстройствами, которые могут перерастать в физические недуги. В результате он отправляется к психиатру. А не отправиться ли ему вместо этого к Ьчелам? С пчелами человек попадает в другой мир. Он переносится на другой духовный ландшафт. Там царят покой и умиротворение. Шум и суета остаются где-то далеко, душа и плоть расслабляются, но жизнь продолжается. Пчеловод-любитель находит в пчеловодстве нечто вроде жизненного противовеса, нечто такое, что не несет с собой стресс, а наоборот, расслабляет и успокаивает. Технический прогресс проник во все сферы нашей жизни и все больше и больше отдаляет нас от природы. Мы все сильнее ощущаем этот разрыв и ищем возможности снова к ней вернуться. Человек идет в горы, ищет отдыха в море, бродит по лесам и полям и нередко обнаруживает, что и здесь трудно найти покой, поскольку слишком многие его ищут, неся с собой все те же шум, суету и мусор. А пчела всегда остается частичкой цевственной природы. Кто с ней общается, может наслаждаться природой в чистейшей форме, как целебным источником, к которому можно прикасаться в любой момент. Без преувеличений можно сказать, что пчеловод должен чувствовать себя особенной личностью. Современному человеку грозит опасность стать частью массы. Без разницы, какую профессию он избирает, крестьянин, рабочий или служащий, он должен выполнять свои обязанности, как их выполняют многие другие. Его взгляды, как и взгляды других людей, формируются под влиянием одних и тех же источников: газет, радио и телевидения. В результате он становится одним из наштампованных по одному подобию, можно сказать, продуктом или человеком с конвейера. Если же кроме своей профессии он занимается еще и пчелами, тогда в нем появляется нечто, чего нет в других. Ему знакомы вещи, о которых другие ничего не знают, он может то, чего не могут другие. Это поднимает его над массой и укрепляет его самосознание. Это дает ему силы быть самим собой, индивидуумом, личностью со своей головой и с ответственностью за свои действия» [8].

Многие мыслители, философы, биологи нередко отмечали, что пчелы создали человека разумного. Стоит упомянуть, что во многих религиозных учениях пчела упоминается как предмет преклонения и подражания, а мед — как бесценный лекарственный дар.

Было замечено, что люди, занимающиеся пчеловодством, отличаются любовью к природе, терпением, рассудительностью, добротой, открытостью и широтой души, повышенным трудолюбием, ответственностью за свои поступки. Ученые предложили использовать позитивное влияние пчелиных семей для воспитания подрастающего поколения. В России в конце XIX — начале XX в. при сельских и церковно-приходских школах стали создавать учебные пасеки. Так, только в трех уездах Новгородской губернии с 1893 по 1895 г. было организовано 60 школьных пасек, в Кубанской губернии — 85 и т.д. [2]. Школьники изучали предмет «Пчеловодство», изготовляли ульи и необходимый инвентарь для школьной пасеки, а летом закрепляли полученные знания, работая с пчелами. В школьных столовых появился мед. Он стал для ребятишек не только полезным продуктом питания, но и поощрением за труд.

Жителям Алтайских гор любовь к пчеловодству не только как к отрасли сельского хозяйства, но и как к интереснейшему объекту для творчества старались привить легендарные личности: Игнатий Иванович Соколовский, Василий Иванович Вербицкий, Андрей Дмитриевич Кусков, Григорий Иванович Чорос-Гуркин, Александр Николаевич Федоров, Евгений Петрович Михаэлис, Иван Игнатьевич Лаптев, Дмитрий Гордеевич Панкратьев, Терентий Дмитриевич Копырин, Григорий Луп-пович Мезенцев. Их имена навсегда останутся в летописи становления пчеловодства на Алтае.

Сегодня в медвежьем углу сохранилась около 1000 семей алтайской горно-таежной пчелы. По данным знатного пчеловода Михаила Ивановича Гуслякова, примерно 300 семей находятся в Курчумском районе Восточно-Казахстанской области. Больше нигде таких пчел не осталось. Подобным природным уголкам жизненно необходимо присвоить статус заказников по сохранению алтайских горнотаежных пчел. Это важнейшая научно-хозяйственная задача не только государственного, но и мирового уровня. Утрата созданных самой природой особенных общественных насекомых-опылителей станет огромной потерей для народного хозяйства, науки. Неповторимым горным биоценозам Алтая грозит нарушение целостности, гармонии, что может разрушить уникальные экосистемы нашей планеты. И конечно, исчезновение этих уголков приведет к утрате несравненного по вкусовым качествам и полезного горного алтайского меда.

А.С.МАЛИК,
ученый зоотехник-пчеловод
г. Барнаул
ж-л «Пчеловодство» №4, 2019 г.

Литература

1. Березин Б.Д., Березин Д.Б. Курс современной органической химии. — М., 1999.

2. Билаш Г.Д., Кривцов Н.И. Пчеловодство России. — Рыбное, 1994.

3. Васильев Н.Г., Горин Д.А., Рашек В.Л. и др. Заповедники СССР. — М., 1983.

4. Ворожбитов В.В. К истории пчеловодства Сибири // Пчеловодство. — 1980. —№ 12.

5. Дулькин А...Л., Ершов Н.М., Сысолятина Т. Об Алтайской горно-таежной пчеле // Пчеловодство. — 1960. — №9.

6. Зеленский В.И. Избранное. — Новосибирск, 2007.

7. Лавров Л. Начало пчеловодства в Сибири (Часть неофициальная) // Томские губернские ведомости. — 1867.—№68.

8. Херольд Э., Вайс К. Новый курс пчеловодства. Основы теоретических и практических знаний. — М., 2007.

9. Чернышев С.Е. Алтайские горные пчелы // Пчеловодство. — 1978. — № 11.

10. Чернышов С.Е. Пчелиный дар Алтая. — Барнаул, 1995.

11. Шабаршов И.А. Русское пчеловодство. — М., 1990.

Понравилась статья? Расскажите друзьям:

Общайтесь со мной:

Google Bookmarks Digg Reddit del.icio.us Ma.gnolia Technorati Slashdot Yahoo My Web News2.ru БобрДобр.ru RUmarkz Ваау! Memori.ru rucity.com МоёМесто.ru Mister Wong

Хотите получать новые статьи на почту? Введите свой Email

 

 

«С этой статьей также смотрят:»

Ваш отзыв


    Обо мне

    E-mail: petr9921()yandex.ru

    Skype: Petr_MS